ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Выборы-2023.
2. Прогноз на мир.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Сайлаубек ЕЩАНОВ, секретарь Костанайского областного маслихата.
2. Александр РАР, политолог-международник.
С. ЕЩАНОВ: «Всё меньше будет депутатов, угодных власти»
Ждём выборы
– Сайлаубек Ергазиевич, выборы в 2023 году формируют политическую повестку Казахстана. Насколько она новая, долгосрочная и эффективная? Можно ответить на этот вопрос уже сегодня?
– Точно можно говорить о том, что мы вошли в особенный год, непростой, может быть, даже переломный как в политике, так и в экономике. Законодательная база была подведена в прошедшем году с участием народа, я говорю о референдуме. Сейчас мы идем в фарватере президентской программы, заявленных реформ, регистрации новых партий. Выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней – это следующий этап, и мы все их ждем.
Главная интрига
– Совпадают ли ожидания политиков с надеждами электората?
– Не все ходят на выборы, но все ждут улучшения жизни. Поэтому я реже говорю «электорат», а чаще «люди». Обновление государственных подходов к проблемам людей на местах становится все заметнее. Кто-то прочитает и скажет, что он ничего не увидел, что не сделано то и это. Но что бы ни говорили, справедливый Казахстан будет строиться в том числе за счет политической конкуренции, которая отчетливо проявится в ходе избирательной кампании.
Мы увидим это и на выборах в маслихаты, не говоря уже о Мажилисе. В областной маслихат придет 50 процентов депутатов по партийным спискам, и столько же тех, кого даст мажоритарная система и самовыдвиженцы. В этом едва ли не главная интрига выборов-2023.
– Партия власти AMANAT, наверняка, конкуренцию выдержит, но насколько уверенно?
– А это еще один нюанс, за которым, думаю, все будут следить. Даже говорить, что AMANAT партия власти, надо с учетом того, что Президент Токаев – лидер беспартийный. Исполнительная власть в той или иной мере лишила поддержки AMANAT. Это не значит, что партия должна ослабеть, растерять свои преимущества. Но это значит, что партии придется всерьез отстаивать, доказывать и демонстрировать, что она лидирующая – в стране и в Парламенте. В идеале все будут на равных конкурировать. Качества кандидатов, а потом и депутатов выйдут на первый план.
Судьбоносные люди
– Как мы увидим эти качества? Из своего опыта: обращаешься к депутату с вопросом, а он не отвечает, не хочет утруждаться или не знает, что сказать. В итоге таких «молчанок» люди забывают, что в Парламенте у них есть тот или иной высокооплачиваемый избранник.
– Высокая доля вероятности, что в Мажилисе начиная с 2023 года отсидеться не удастся никому. Партийный список никого прятать не будет. Пассивные депутаты не нужны регионам. Скажу так: мы хотим видеть в Парламенте людей, судьбоносных для регионов. Судьба каждой области если не в руках депутата, то она суть его работы.
Очень важно, что по новому закону у избирателей есть право отзывать депутатов, если не будет работы и обратной связи. Новое значение приобретает депутатский запрос. Регионы заинтересованы в том, чтобы в Парламенте был не список, а профессиональные люди. Чтобы они делали карьеру своей области, а не только личную.
То же самое скажу и про областной маслихат. Нужны неравнодушные, активные депутаты, а пассивных хорошо, если не будет совсем. Мажоритарная система способна составить конкуренцию и здесь. Вопрос в том, кто пройдет на прямых выборах по желанию избирателей. Подчеркну, что степень ответственности, в том числе и самовыдвиженцев – это и степень ответственности избирателей.
Шаг за шагом
– Самовыдвиженцы для нас не такая уж новость. В 2007 году с ними было покончено, и наверное, для этого нашлись причины.
– Какая бы система ни выдвинула депутатов, все меньше там будет персоналий, угодных для власти. В этом мы не повторяемся, этого еще не было. Шаг за шагом депутаты станут от власти независимы. Их уже не смогут регулировать, засовывать, извиняюсь за выражение, своих людей в депутатские кресла. Больше будет настоящих лидеров, и они станут смотреть в сторону не власти, а населения, ждать оттуда одобрения и поддержки.
– С латинского deputatus трактуется, как «назначенный». Изначальный смысл...
– Пусть сегодня его назначает народ – прямо или косвенно. Депутат несет ответственность перед согражданами. Но и граждане, назначая депутата, должны чувствовать свою причастность к избирательному процессу. Не надо говорить: я не буду голосовать или я поставил галочку наугад. Нам всем надо меняться, принимать осознанные решения.
Ребрендинг
– В минувшем году две партии пережили ребрендинг – КНПК и Nur Otan. Что изменилось в среде партийных депутатов?
– Опыт показал, будем честно говорить, старые партии не оправдали надежд, в первую очередь населения. То, что поменяли названия, пока ничего не дало. В партии тоже должны прийти настоящие лидеры, патриоты, новые люди. Это касается всех партий, которые будут претендовать на роль ведущей силы. Тогда будет смысл в многопартийности и ребрендинге.
Бюджет
– Вы сравнительно давно во главе областного маслихата. Можете одним словом обозначить главное за эти годы?
– Бюджет. Одно слово, и оно главное. Я секретарь маслихата трех созывов. Когда начинал, бюджет был сто миллиардов тенге. Считалось, что это огромные деньги. Недавно мы приняли бюджет в 520 миллиардов тенге. В пять раз увеличился. Это говорит о развитии нашего региона.
Один из многих фрагментов освоения бюджетных средств – благоустройство Костаная
А. РАР: «Войне пора закончиться»
– Александр Глебович, люди устали от мрачных прогнозов. Каким вы видите мир в 2023 году?
– Война на Украине в 2023 году закончится. По крайней мере, конфликт будет заморожен. Есть разные мнения на этот счет, радикальные и разумные, спокойные. Исходить надо из усталости всех, для кого война приобрела значение человеческой трагедии и катастрофы. Ей пора завершиться.
– Смогут ли Россия и США прийти к «украинскому компромиссу»?
– В США и в России начнутся избирательные президентские кампании, обе страны смотрят в 2024 год. Поэтому в 2023-м должно произойти нечто очень судьбоносное, что повлияет на отношения США и РФ. Не думаю, что простые американцы и россияне захотят вечно продолжать противостояние, которое может привести к Третьей мировой войне.
– Евросоюз в значительной мере потерпевший игрок. Здесь хотят мира?
– В Европе разные силы. Элиты – за поражение России на Украине. Но растет число людей, которые жаждут мира и возвращения к комфортной жизни. Если США будут дальше нажимать на Европу, не исключаю, что в ЕС усилятся голоса тех, кто выступает за поиск мирного решения и за автономию Европы от Америки. Тем более что США сами повернутся в сторону конфликта с Китаем, он им более опасен, нежели Россия. В общем, всем давно понятно, что ущерб война принесла европейцам, а не американцам. Китай тем временем продолжит изучать ход войны на Украине и может повременить с конфронтацией с Западом. Хотя КНР никак не примет уход Тайваня под полное американское влияние, тем более военное. Не исключаю российско-китайский военный союз против США, но это не в 2023 году.
– Что, по-вашему, ждет другую часть Азии, Центральную, в которую входит и Казахстан?
– Главная угроза вашему региону – исламский экстремизм. Он пока затих, все будет зависеть от процессов в Афганистане. Страны ЦА в 2023 году приблизятся к созданию общего рынка, и это логично, так как глобализация мировой экономики закончится – на планете будут создавать новые региональные блоки.