Устремление менять и меняться
Азаматхан Амиртай – лидер новой казахстанской партии зелёных «Байтак»
Казахстан живет надеждами на лучшее.
Неразгаданные загадки
Самой обсуждаемой в начале года стала тема январских событий годичной давности. Она не сходила с повестки не только в Казахстане, но и за рубежом. Официальные итоги расследования «кровавого января» представил в Парламенте Генпрокурор РК. Страна еще раз увидела кадры хроники событий в Алматы и других регионах. Не раз в связи с беспорядками упоминался и Костанай.
Однако, по мнению Лусиан Ким, сотрудника Центра Вильсона в Вашингтоне и автора статьи в американском издании Foreign Policy, «что именно тогда произошло, до сих пор плохо понимают и в самом Казахстане». Единственное, что очевидно, считает аналитик, усиление Президента Касым-Жомарта Токаева, который вышел из хаоса бесспорным лидером Казахстана. И одновременно отодвинул на политическом поле страны первого президента Нурсултана Назарбаева, все еще обладавшего широкими полномочиями.
Научный сотрудник «Фонда Карнеги за международный мир» Темур Умаров высказал такую точку зрения: близкое окружение Назарбаева хотело, чтобы он пересмотрел свой сценарий транзита власти и заменил Токаева на кого-то из членов своей семьи. А значит, имел место межэлитный конфликт, к которому подключились силовики. Прежде всего, структуры нацбезопасности. Суд над бывшим главой КНБ Каримом Масимовым, как известно, продолжается, заседания проходят в обстановке строгой секретности. И на этом фоне роль самого Назарбаева и его семьи многочисленные аналитики считают загадкой неразгаданной.
Повестка на год
Экономическая составляющая в республике сейчас остается сложной. Но, как отмечает казахстанский политолог Марат Шибутов, с политической точки зрения все выглядит гораздо лучше.
Государственный советник Ерлан Карин представляет официальную точку зрения. По его словам, политическую повестку 2023 года будет определять заданное Президентом направление политических реформ, прежде всего реализация положений обновленной Конституции. Он напоминает о начале работы Конституционного суда, об изменениях в избирательной системе, об учреждении в республике новой должности – омбудсмена по поддержке социально уязвимых категорий населения. Также, по словам Карина, с 2023 года начнутся в пилотном варианте прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Продолжатся и выборы сельских акимов.
С позиции казахстанского политолога Досыма Сатпаева, ключевым событием года станут парламентские выборы. Причем выборы не в Сенат, которые состоятся уже 14 января и не будут прямыми. Растет активность и интерес к выборам в Мажилис, они должны пройти в первой половине года.
В одномандатных округах могут дать о себе знать реальные конкуренты провластным кандидатам. Не зря же в республике ослабили вожжи для создания новых политических партий. Одна из них – экологическая – уже зарегистрирована. Еще одна – «Республика» – близка к финишу. А министр юстиции назвал еще пару партий, у которых есть шанс занять свое место на политическом поле.
Все новорожденные явно захотят попробовать свои силы на выборах и как партии, и выдвигая своих представителей по одномандатным округам. Однако, считает Сатпаев, если в Мажилисе не будет реальной оппозиционной партии, то нижняя палата даже при новых лицах вряд ли поменяет свой статус управляемой структуры. Ведь 70% мест попрежнему будут заняты по партийным спискам.
Самое же главное, считает Сатпаев, в республике должна быть создана реальная карта рисков, причем с участием всех, а не только провластных экспертов. Чтобы не было приукрашивания ситуации. Потому что дутые оптимисты опаснее пессимистов.