Мировая пресса обсуждает планы Казахстана по поставке нефти в Германию. Главный акцент делается на том, что транспортировка пройдет по территории России.
Рабочие КТК устраняют последствия аварии
Теперь не Urals
Ведущее мировое агентство Оilprice.com, освещающее ситуацию на нефтяном рынке, в своей последней статье о Казахстане рассматривает один вопрос. Сможет ли РК играть более значимую роль на европейском энергетическом рынке, если ее экспортные возможности во многом зависят от России.
Буквально перед новогодними праздниками «Казмунайгаз» объявил, что в январе 2023 года начнутся поставки казахстанской нефти в Германию объемом 1,2 млн тонн через Россию и Украину.
Следует заметить, что Казахстан никогда ранее не поставлял нефть в Германию. Но подготовка к этому шла. Видимо, в связи с этим летом наша нефть получила новое название – KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil) вместо прежней марки Urals. Дистанцироваться от сорта Urals Казахстану пришлось, чтобы избежать снижения цены. До введения санкций против России Urals торговался с дисконтом два-три доллара за баррель, сейчас дисконт увеличен в десять раз.
Агентство Oilprice.com напоминает о том, что после начала конфликта на Украине поставки казахстанской нефти в Европу приостанавливали четыре раза на нефтепроводах Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). А руководит КТК та же самая «Транснефть», с которой Казахстан договорился о транспортировке своей нефти в Германию в 2023 году.
Эмбарго не эмбарго
Впрочем, иностранное СМИ считает, что казахстанская нефть так или иначе будет поступать на европейский рынок. Вот что Оilprice.com пишет по этому поводу: «Во-первых, Казахстан – один из немногих союзников, оставшихся у России, и Москва не может рисковать отчуждением Астаны, поскольку Казахстан – важный партнер в обходе западных санкций.
Во-вторых, Россия экспортирует часть своей нефти в Китай по казахстанским трубопроводам и Астана может приостановить этот экспорт в отместку за любые перебои в будущем. Хотя это маловероятно, такой вариант остается жизнеспособной контрмерой.
В-третьих и, пожалуй, самое главное, Астана пользуется поддержкой Пекина в этом вопросе. Китайские власти отреагировали на сбои в работе КТК в прошлом году, заморозив крупный нефтехимический инвестиционный проект Sinopec в России и увеличив стремление Пекина придерживаться антироссийских санкций».
Тем не менее казахстанский эксперт в области нефти Олжас Байдильдинов считает, что «Россию невозможно убрать с энергетической карты мира». Эксперт приводит следующие данные: общие поставки из всех стран мира в Европу составляют 467 млн тонн. Треть от этого количества поставляет Россия.
Затем Байдильдинов напоминает, что 5 декабря были введены только поставки российской нефти морским путем, но не по трубопроводам. Это нельзя назвать эмбарго. По его словам, снижение цен и объемов поставок российской нефти навредит прежде всего самой Европе.
Куда от логистики
Разумеется, есть еще Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), или Middle Corridor. Казахстан успешно провел переговоры об экспорте пяти млн тонн нефти в 2023 году по ТМТМ. Нефть будут отправлять из Актау в Баку танкерами, а затем в порты Средиземного моря по трубопроводам Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) и Баку – Супса. Здесь Оilprice.com предлагает сравнить стоимость транспортировки. По БТД за одну тонну Казахстан заплатит 90 долларов, по КТК – 38 долларов. Разница ощутимая. Поэтому из-за логистической дороговизны РК будет по-прежнему гнать свою нефть через Россию.
«На данный момент перспективы Астаны играть более важную роль на европейском энергетическом рынке по-прежнему во многом зависят от России. Разумеется, Москва не будет препятствовать экспорту казахстанской нефти в Европу в 2023 году, но наивно надеяться, что Россия позволит использовать свою трубопроводную инфраструктуру для увеличения иностранного экспорта и обогащения соседей. В этих условиях компании, добывающие и экспортирующие около 75% всей казахстанской нефти, скорее всего, вынуждены переждать войну в надежде на лучшее будущее», – резюмирует агентство.