ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Внеочередные, но другие.
2. Китайский капкан.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Альберт РАУ – государственный и политический деятель РК, доктор экономических наук.
2. Бексултан ТУТКУШЕВ – депутат Сената Парламента РК 1-3 созывов, кандидат медицинских наук.
А. РАУ: «Мажоритарная система вернулась по воле народа»
Предугаданная колкость
– Альберт Павлович, как вы относитесь к народной колкости о выборах, мол, опять очередные внеочередные?
– Эту колкость я предвидел. Референдум о поправках к Конституции предопределил политический процесс и не только на 2023 год. К новым задачам нужен новый Парламент. По моему убеждению, рядовые избиратели заинтересованно следят за реализацией предвыборной программы Президента Токаева. В ее контексте и проводят внеочередные выборы в Мажилис и в маслихаты.
Районы и города возвращаются к выборам по одномандатным округам – там ожидается более персонифицированная кампания. Если у народа есть фавориты, есть возможность увидеть их в маслихатах и в Парламенте.
Партийный ресурс
– Партийцы будут кандидатами и в одномандатных округах? Избиратель может не понять, что изменилось.
– Кандидаты-одномандатники могут опираться на партийный ресурс. Везде и всюду партии борются за власть. Посмотрите на самую демократическую страну, как она себя позиционирует, на США. Всего две партии держат едва ли не абсолютную власть в стране и не знают пощады друг к другу. Баллотируясь, американский кандидат обязательно заявляет, членом какой партии является.
В Европе такого ожесточенного противостояния не наблюдается. Но, к примеру, в Германии одномандатные округа выставляют партийных кандидатов. Избиратель это принимает нормально. Бывает, что он по одному списку голосует за партию, которую поддерживает, а по другому он против кандидата по одномандатному округу, хотя тот относится к партии, за которую бюргер только что проголосовал. Такова демократия.
Будем надеяться, что и у нас устоятся политические традиции. Тогда необходимость во внеочередных выборах отпадет. Подчеркну: беспартийные кандидаты и депутаты обязательно будут, потому что мажоритарная система вернулась по воле народа.
Кто заявлен?
– Народ хотел и многопартийности.
– Например, зарегистрирована партия с экологической повесткой. Это объяснимо: проблем в этой сфере много. Есть и другая сторона: «зеленые» давно в мировом тренде – дождались их и мы. Но с участием «зеленых» решения порой доходят до крайности, создавая проблемы в реальной экономике.
Что говорил Муртаза Рахимов
– Россия недавно похоронила одного из своих политических ветеранов – Муртазу Рахимова. Будучи президентом Башкирии, он, ироничный и умный, сказал: некоторые хотят командовать партиями, тогда как ранее и тремя курицами не командовали...
– Когда я работал в Лисаковске, мы тесно общались с башкирским городом Сибаем – обменивались опытом. Довелось встречаться с Рахимовым. Вы вспомнили его высказывание, а я легко представил интонацию. Думаю, он имел в виду тех, кто дает пустые обещания: лишь бы люди проголосовали. Но за их спиной никакого опыта и впереди ничего реального. Этого нам надо избежать.
Отношения улучшаются
– Кто нам пример – Запад или Восток?
– Если взять привычное клише «на Западе», то мне лучше других стран понятна Германия. Благодаря своему участию в межправительственных комиссиях, я был наблюдателем от ОБСЕ на выборах в бундестаг. Возглавляя группу дружбы с бундестагом в Мажилисе, вижу реальную политическую жизнь в этой стране, бываю там. На разных этапах современной истории Германия старается не делать резких шагов. И это правильно.
– Отношения Казахстана и Германии не испортились на фоне нынешней геополитики?
– Они все время улучшаются. Усилился интерес германского бизнеса к нашей стране. Да и политиков тоже. За последний год только в Астане встречался с десятью депутатами бундестага. В феврале принимаем группу еще из пяти представителей разных фракций.
Б. ТУТКУШЕВ: «Мир теряет светлое будущее»
Цифры как факты
– Бексултан Серикпаевич, мировая новость «в Китае впервые за 60 лет сократилось население» Казахстану может показаться смешной: сколько их, и сколько нас.
– Постепенно, но давно Китай шел к отрицательному значению роста населения. Коэффициент рождаемости – количество детей на одну женщину детородного возраста – в 2021 году составил 1,28. В Казахстане в 2020 году было 3,13. Но в 60-70- е годы прошлого века в нашей республике этот показатель, а по сути, демографическое достижение, достигал 4,2–4,5. Мы резко ушли вниз с начала 90-х: одна потенциальная мамочка рожала 2,1–2,2 потомка.
Memento mori
– Мы еще помним времена, когда женщины рожали много, но дети умирали.
– Уровень смертности в Китае все время снижается, по 2022 году показатель составил 7,37 на тысячу человек. В Казахстане, для сравнения, он – 9,3. В 90-х у нас умирали 10-11 человек на тысячу населения, при низкой рождаемости. В 2015-м рождаемость после заметного роста снова снизилась. Потом «двухтысячники» выправили ситуацию. Но в 2020-21 годах резко увеличилась смертность на фоне пандемии – больше, чем на 10%.
В Китае власть объявила беспрецедентную борьбу с рождаемостью: с 1979 по 2017 год в КНР действовал закон «Одна семья – один ребенок», вследствие чего с коэффициента 6 там докатились до 1,28. Подобные демографические решения – капкан для любого государства.
Демографическое поведение
– Китай угодил в капкан первым?
– И, может быть, последним. Мера была вынужденной: бедность, нехватка продовольствия. Если ограничение рождаемости можно оценить словом «эффект», то он был достигнут. ВВП на одного человека в КНР, если сравнивать 70-80–е прошлого века и 20-е нынешнего, вырос в несколько раз.
Но так уж повелось: чем выше благосостояние семьи, тем меньше детей. Вот это и есть настоящий капкан. В Японии в конце Второй мировой возобладал принцип «работать на себя». В мирное время страна богатела, а семьи становились все меньше. В ходе командировки в Японию мне и коллеге по сенату Евгению Аману подчеркивали: в детсадах, в школах много пустых мест. Стимулов рожать достаточно, но японцы не реагируют. Почему? Демографическое поведение формируется длительный период. Поэтому и в Китае резкого увеличения рождаемости не будет.
О чём переживать нам
– Теперь, когда население уменьшилось, товарищ Си будет волосы на себе рвать?
– Сомневаюсь. Искусственный интеллект, роботизация восполнят прогнозируемый дефицит рабочей силы в Китае. А нам и вовсе не стоит о китайцах переживать – будем думать о родном Казахстане. Приведу пример: на последнем по времени заседании правительства встал вопрос: мы – девятая в мире территория, а пастбищ нам не хватает. Как понимать? Все просто: позахватывали, грубо говоря, угодья. Косвенно это тоже влияет на вопросы обсуждаемой темы. Село теряет пастбище, а вместе с ним уверенность в завтрашнем дне. Молока меньше, а это детская пища. Причинно-следственные связи – дело властей.
Каждые 20-30 лет показатели могут падать или расти. Приходит новое поколение и решает, рожать или не рожать, жить или умирать. Геополитика, войны – враги позитивной демографии. Вот и сегодня мир теряет светлое будущее...