60-летний Валерий ДОВГАЛЬ никаких подвигов не совершал. Он один из жителей Сарыкольского района, который родился здесь и, похоже, навсегда останется в этих местах. Чем же тогда вызван мой к нему журналистский интерес?
С неба...
В статистике мы все оцифрованы. От других живых организмов на планете нас отличает только мозг. Чем выше степень его развития, тем выше мы летаем. По инженерному интеллекту космонавт круче мастера хлебопечения. Но без этого хлебопека не обходится ни один Байконур с его тысячным обслуживающим космонавта персоналом. И чем надежнее этот персонал, тем прочнее стартовая площадка ракеты с ее звездным пассажиром.
Метафора достаточно прозаична. Отстегните три десятка лет назад, когда половина страны сидела на чемоданах, а другая рыскала по миру, закупая жвачки и дешевые свитеры. Так начинался бизнес. С высоты нынешних лет он кажется убогим, но черная краюха хлеба никогда не выглядела празднично.
«В больницу лег я первый раз, увидел девушку в халате, она Наташей назвалась, поставив банки мне в палате». Это рифмованное признание Валерий Владимирович относит к той поре, когда Наташа, учащаяся местного техникума, запала ему в сердце так, что дело кончилось женитьбой, а затем и появлением сына и дочери. А кем он был тогда, о чем мечтал?
Вырос в простой рабочей семье, с семи лет уже готовил супы и каши для младших сестер и братьев. Это очень важное обстоятельство – с малолетства осознавать, что тебя окружают живые люди, среди которых есть более слабые. Он дико, как сам говорит, тренировался, готовясь к поступлению в Актюбинское летное училище. В аттестате пятерки, по физике даже грамота. Легкая атлетика, изнурительный бег на выносливость – все то, что делает юноша, поставив себе цель взмыть в небо.
На землю
Первый старт вышел неудачным. Довгаля призывают в Советскую армию, а после демобилизации наступает то самое взросление, когда понимаешь, что сейчас главное – элементарно зарабатывать на жизнь. Устраивается помощником машиниста тепловоза, в Караганде повышает квалификацию и становится на станции Сарыколь полноценным машинистом. Железнодорожники в советское время были особой пролетарской кастой, хорошо получали, пользовались льготами, но это время, как вода сквозь пальцы, мигом ушло от молодого машиниста. Не стало работы, денег...
У кого больше шансов зацепиться на крутом склоне горы, когда под тобой уже не скала, а оползень? Правильно, у тех, кто способен сварить себе и щи из топора и принять новые условия жизни не как бедствие, а как смену обстоятельств. А в этих обстоятельствах всегда найдется гвоздик, уцепившись за который ты не погибнешь в оползне.
Этим гвоздиком стал фотоаппарат «Смена-8М», который малолетнему Валере подарил отец, поздравляя его с успешным окончанием шестого класса. Простенькая «Смена» с черно-белой пленкой словно дожидалась своего часа. Взрослый Довгаль записался в детский фотокружок, затем, окрепнув в мастерстве, начал снимать свадьбы и торжества. В 1999 году он впервые снял взятой на прокат видеокамерой событие, и с тех пор этот бизнес стал обретать все более значимые черты. А поскольку магазины фототоваров с их фиксажами, проявителями и пленками кончились, то Довгаль стал ездить по заграницам, привозя оттуда специфический товар, снабжая им коллег.
Сейчас у него студия, в которой занято пять человек. Баннеры, съемки, реклама. У сына Дениса в райцентре собственный бизнес, никоим образом не пересекающийся с отцовским – тут границы, что называется, на замке.
А дочка Юлия в отца – открыла собственный рекламный бизнес в Костанае.
Вот такой семейный круговорот. Валерий Владимирович выглядит человеком, у которого все гармонично. Он улыбчив, оптимистичен и гордится тем, что в свои зрелые годы пробежал классический 42-километровый марафон.
Не зря в летчики готовился...