Аулиекольские предприниматели выравнивают лед на своем катке с помощью... печки.
Бизнес для души
Даже в будние дни здесь играет музыка, а с корта слышен детский смех. Катаются и взрослые – кто приходит с ребятней, кто сам по себе. Каток в районном центре пользуется популярностью с момента открытия – с 2019 года. Правда, корт застал не лучшие времена – в 2021 году из-за коронавируса, в 2022-м – из-за январских событий не работал в самый сезон.
В летний период Рустем ТУРАЛЫ занимается строительством, партнер Жандос АСАНОВ – ремонтами. Так как работа тоже сезонная, то зимний бизнес не мешает.
– Сами катаемся, увлекаемся. В детстве был каток на озере, но потом перестал заниматься этим местный предприниматель. Вообще, очень актуально. С радостью приходят и взрослые, и дети. Есть заработок, но на жизнь этого не хватит. Деньги мы зарабатываем летом. Этот бизнес больше для интереса, для села. Было бы здорово, если бы кто-то из наших земляков начал заниматься у нас и стал бы знаменитым спортсменом. Был бы тренер по хоккею, – делится мечтами Рустем.
Молодые бизнесмены к своему детищу относятся ответственно и с пристрастием подходят к каждой мелочи. Они сотрудничают с одним из главных катков страны – «Медеу». Там приобретают коньки.
– Это, можно сказать, расходный материал. При постоянном использовании одной пары хватает на сезон. Конечно, если у человека собственные коньки, они прослужат ему несколько лет. Вот эти чешские хоккейные – реплика канадских. Изготавливают в Чехии, но, по сути, они ничем не отличаются от оригинала. 39, 40, 41 размеры в основном берут парни-подростки, поэтому точить лезвие нужно чаще – хотя бы раз в месяц. Они ездят более агрессивно. Остальным два раза за сезон хватает, особенно фигурным.
Дедовский метод
Нуршат Алмагамбетов старается каждую неделю приходить на каток с детьми, иногда несколько раз. Сыну Ильясу девять лет, дочурке Аише – четыре. На катке четвертый раз. Пока выходит на лед только с опорой для катания, но по малышке видно – ей весело. «Когда вырастешь, будешь фигуристкой?» – в ответ на этот вопрос Аиша сделала серьезное лицо и задумалась.
Бекали – племянник Рустема. Пришел на каток с бабушкой и младшим братом. Дядя уже пробовал ставить его на коньки – пока получалось не очень.
– На лед выпускаем с четырех лет. Даже с родителями. Потому что ребенок недавно ходить научился, а это большая нагрузка для организма – ногу сломать несложно. Алина приехала на практику в Аулиеколь, в гости к родителям. Ходит сюда чуть ли не каждый день. После катания – традиционная чашка горячего кофе: в вагончике предусмотрены согревающие напитки. Ее брат Радмир Салямов подрабатывает здесь помощником. Парень отлично катается на коньках. Младшим землякам помогает затягивать шнурки, показывает, как держаться на льду. Участвует в чистке и выравнивании льда. По этой технологии, кстати, работают немногие в области.
– Перенимали из России. Обычно сейчас каток заливают просто из шланга, как огород поливают. Наш метод не новый, больше даже дедовский. Говорят же, все новое – хорошо забытое старое. Аппарат работает по принципу банной печи. Нагревается вода и выходит пар. Есть профессиональные заливочные аппараты, которые работают по такому же принципу. Они стоят от 20 млн тенге и выше. А этот мы соорудили сами в гараже, сварщик помог. Объем – 220 литров. По сути, это печь на санках. Температура воды 80-90 градусов. Крошку, неровности топит.
Если заливать холодной водой, получаются наплывы. Мы первый год тоже так заливались. Это неудобно. Дети часто падают, у них пропадает интерес. Это же важно – если неровный лед, не заточены коньки, ребенок больше не захочет приходить. Хотя по своему опыту могу сказать – без падений никак. Падать не больно, если лед нормальный, – объясняет Рустем.
Топят печь дровами, причем исключительно березой, чтобы дым не мешал сельчанам, ведь каток находится в центре Аулиеколя. После выравнивания, а делают его два раза в неделю, корт блестит, словно зеркало.
Вот у кого опыт впору перенимать – и по ответственности, и по качеству исполнения зимнего бизнеса.