Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «мюзикл»? У меня – варьете, Бродвей, Чикаго... Как-то вот на заграничный лад. Костанайские артисты ломают этот стереотип. Они создают мюзиклы с этническим колоритом!
Завертелось
В 2018 году ансамбль казачьей и славянской песни «Раздолица» впервые замахнулся на мюзикл. И сразу на классику! «Чудеса под Новый год», по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», ставить помогали артисты ансамбля украинской песни «Лира». Тогда артисты говорили: «Мы впервые поставили мюзикл. Пусть вот такой: свой, доморощенный, зато душевный».
А потом завертелось. Мюзиклы стали традицией для «Раздолицы». В минувшие выходные на сцене ДК «Мирас» зрители увидели уже четвертую постановку – «Ходят слухи». Автором текста, как и в предыдущие разы, стала сценарист Евгения Смирнова.
– Вообще, я инженер по профессии, – улыбаясь, говорит она. – Но инженер творческий. Когда ставили «Чудеса», перечитала Гоголя, пересмотрела фильм, чтобы настроиться на нужную волну, и написала стихи. Зрителям тогда понравилось. Много положительных отзывов было. Так и стали мюзиклы традицией нашего дружного коллектива.
Аншлаг
На этот раз «Раздолица» вновь порадовала. Солисты – голосами, постановка – казачьим колоритом и... новомодными штучками. В тексте нет-нет да проскальзывали сленговые словечки. Казачки ревновали приезжую «кралю» к своим «крашам», а казаки обсуждали рыбалку в магазине «Океан».
За сорок минут до начала зал был полон. В гримерку забегает солистка ансамбля Валентина Сухомлина: «Девочки! Уже полный зал! Столько людей! А если мест не хватит?!»
Бессменный руководитель ансамбля Светлана Обухова решает текущие вопросы: попросила принести в зал стулья для зрителей (кстати, все пригодились, ни одного пустого места не было!), тут же узнала, готовы ли артисты к выступлению, да и сама критически глянула на себя в зеркало – на сцене все должны выглядеть идеально.
Спелись!
– Светлана Ивановна, а у вас всегда такой аншлаг?!
– Как бы нескромно это ни звучало, но да! У нас свой зритель. Самый лучший, благодарный! Мы прислушиваемся к мнению нашей аудитории. Всегда стараемся поставить все самые любимые песни. Выходит, что спелись мы со своим зрителем!
– Ну раз спелись, то и перед выступлением не волнуетесь?
– Что вы! Еще как волнуемся!
– Плох тот артист, который не волнуется перед выходом на сцену, – резонно замечает известная вокалистка Наталья Пикулева. – Я вчера захворала что-то. То там потянет, то там кольнет. Да и волнуюсь очень. Но вот выйду сейчас на сцену, и все как рукой снимет. Волноваться мы перестаем только при свете софитов.
Задали тон
И вот занавес открыл для зрителей сцену. Декораций немного. Да и не нужны они. Главное на этом концерте – голоса! Зал дружно зааплодировал, солисты вышли на сцену... «На горе стоял казак...» – запела Светлана Обухова, и зал затих... Если честно, даже дыхание перехватило. А когда вступили все солисты, тут и говорить нечего – вот это мощь!
Уже потом Светлана Ивановна скажет: «Не зря этой песней концерт открыли, всему выступлению тон задали!»
Тон задала и Валентина Сухомлина, которая научилась фланкировать шашкой. Весь концерт я маялась желанием спросить, где она научилась это делать.
– В коллективе я пою уже четыре года, – рассказала после выступления женщина.
– Очень благодарна судьбе за это! И я очень хочу, чтобы мы как можно дольше выступали вместе. Что касается фланкировки, то наш атаман (к сожалению, он уже ушел из жизни) Виктор Чемпалов увидел во мне, наверное, истинную казачку и сказал: «Валентина, тебе нужно учиться фланкировать. Бери шашки в руки – и вперед!» Я сначала только смеялась. Потом года два дома потихоньку училась. Шашку мне свою дал Виталий Лозный, он и помогал делать первые шаги в этом деле. А вот на сцене это сегодня было в первый раз! Я очень волновалась, еще и свет в глаза... Не очень собой довольна.
– Что вы! Получилось очень эффектно!
– Спасибо! Но я буду учиться дальше. Планы у меня на фланкировку большие. Во-первых, я дала обещание Виктору Геннадьевичу и сдержу его. Во-вторых, хочу участвовать в соревнованиях. Мне очень нравится! Наверное, казачья кровь играет. У меня прабабушка была донской казачкой. Вот гены и проснулись.
– Мне кажется, что теперь я на концертах «Раздолицы» буду ждать ваш выход!
Уверена, многие будут ждать и тот момент, когда попурри любимых песен артисты пели вместе с залом. Останавливаться не хотели ни те ни другие. По сложившейся традиции свой концерт ансамбль делит на два отделения. Сначала любимый репертуар, а потом уже мюзикл.
Взаимно
Итак, «Ходят слухи». На сцене настоящая трагикомедия в казачьей станице, куда наведалась «краля из города».
Местные казаки и так нет-нет да поглядывали на сторону, а тут такая угроза семейному спокойствию!
Правда, после недолгих разбирательств и любовных признаний стало ясно, гостья – работница культуры. Казаки ей нужны только для участия в вокальном фестивале. В станице вновь спокойно.
Возможно, кто-то и раскритикует постановку. Мол, до мюзикла далеко. Но в «Раздолице» не обижаются. Это их творчество. Им хочется делать такие театральные эксперименты – делают. Зрителю нравится! Все декорации, кстати, артисты смастерили своими руками.
P.S. Я давно не слышала таких оваций. Давно не видела, чтобы зал буквально весь пускался в пляс. Давно не испытывала удовольствия, глядя на то, как не хотели отпускать солистов со сцены и просили песен «на посошок». Повезло «Раздолице» со зрителем, а зрителю – с «Раздолицей»!