В последнее время все чаще родители отказываются от медосмотров детей-школьников. Почему и имеют ли на это право? Говорим с заведующей педиатрическим отделением костанайской поликлиники №4 Асией ЕЛИКЕЕВОЙ.
– Асия Абилкасымовна, в моем советском детстве медосмотры не вызывали агрессии со стороны родителей. В школе проверяли и чистоту ногтей, рук, волос. Почему сегодня отношение иное?
– Сложно понять. Возможно, гиперопека. Мол, к моему ребенку даже не подходите, ничего не делайте, только с нашего согласия. Думают, что мы както можем навредить детям или без их ведома ввести им вакцину? Необоснованные обвинения. В итоге, если даже выявляем педикулез, боимся прямо сказать родителям об этом.
Хотя в том числе на педикулез, чесотку в школах всегда проверяли, и согласие родителей для этого раньше не требовалось. Я тоже мама двоих детей-школьников. Если в моем классе у одного ребенка выявится аскаридоз, энтеробиоз или педикулез и какая-то мама откажется от обследования, я буду возмущена. Ведь в итоге под угрозой здоровье моего ребенка. Знаете, сколько заболеваний выявляем у детей? Хирургические, офтальмологические, эндокринологические... Разве этим наносим вред, стараясь вовремя обнаружить патологию, дообследовать и пролечить?
– В родительском чате вас, как мать и врача, слышат?
– Да, в чате высказала свою позицию, другие родители меня поддержали. И под давлением большинства одна из мам-противниц все-таки согласилась на обследование. Да, не все поддаются. Мы получаем письменные отказы от проверки на педикулез и в целом от медосмотра.
Возможно, в школах неправильно разъясняют информацию родителям. Вообще-то ни один приказ на скрининг и профосмотр не обязует нас брать письменное согласие от родителей, как в случае с вакцинацией. Мы должны лишь уведомить законных представителей детей, что в школе будет медосмотр. Так что родители не имеют права от него отказываться. Знают ли они об этом и сопротивляются или получают не совсем корректную информацию?
– Контакт медиков и педагогов хорошо налажен?
– Не везде. Есть школы, где отношения плохо складываются. Хотя, если в учебном заведении выявят педикулез, санитарная служба накажет учебное заведение. В некоторых школах нас приглашают на собрания с родителями, чтобы объяснить алгоритм осмотров, ответить на вопросы.
Конечно, много жалоб вызвал приказ, изданный осенью прошлого года: берем у подростков кровь и мочу на анализ. Некоторые мамы кричали, что якобы дети сдают кровь в актовом зале, мы заставляем их помыться перед забором мочи. Это неправда. Баночку с анализом дети приносят из дома, кровь берем в медкабинете, где соблюдены все санитарные нормы. Откуда берутся слухи, ума не приложу.
По идее, педагогический состав должен помогать нам выстраивать диалог. Но, как говорила выше, не во всех учебных заведениях так считают. Более того, в отделе образования написали протокол, что мы должны брать у школы разрешение на проведение медосмотров. Но мы их протоколам не подчиняемся. Поэтому предупредили главных врачей поликлиник, чтобы не шли на поводу школы и родителей.
К слову, в пандемию вакцинацию подростков должны были организовать в школах, но в итоге что получилось – детей с родителями отправляли в поликлиники. Да, это право родителя отказаться от вакцинации ребенка. Но не нормально ущемлять интересы тех, кто придерживается иной точки зрения.