В одной руке коромысло, в другой – весло. Образ создан: плыть по реке времени, управлять лодкой, как собственной судьбой, и не расплескивать то, что имеем. Нашей героине это под силу.
Вера КОРОТЧУК – руководитель инициативной группы «Хранители памяти» и краеведческого музея села Степановка Мендыкаринского района.
Всё на энтузиазме
Она взахлеб рассказывает об истории своей малой родины и своих новых проектах. У нее нет материального интереса, она не получает за это зарплату. Все на энтузиазме, все построено на любви и уважении к истории, к своим корням. Если бы сегодня существовала церемония награждения премиями Клуба меценатов Костанайской области, она – первый претендент в номинации «Сельский подвижник». Ее энергичности можно позавидовать. Говоря словами из советского прошлого, именно благодаря таким как она крутится земной шар.
– Вера Васильевна, знаю, ваш музей существует давно, но до сих пор официально его нет...
– Сегодняшний Степановский музей – с 2010 года, но он не документирован, нет лицензии. И открывают его не впервые – уже в четвертый раз. Он был при школе с давних времен. Там и собирали первые экспонаты, сами же односельчане приносили предметы старины. Но в то время школа была в аварийном состоянии – старое здание продали. И нас приютил местный сельхозпроизводитель – дал помещение. Здесь же во время ремонта ютились и школьники с учителями. Раньше я была сотрудником музея, отвечала за целинный отдел. Мне это очень понравилось, и педагоги попросили меня быть ответственной за весь музей.
– А по образованию вы...
– Дошкольный работник. 40 лет проработала в этой системе, воспитывала новое поколение – от года и до семи лет.
– Как вы перестроились – от воспитания будущего поколения к сохранению памяти из прошлого?
– Это было моей мечтой, которая ждала своего часа многие годы. Представьте, с первого класса! Кстати, моя учительница Лидия Матвеевна Луговая до сих пор живет в нашем селе, ей 89-й год. И вот когда я пошла в первый класс, а я коренная жительница, здесь родилась, нас учительница знакомила с теми экспонатами в музейной комнате, – далее наша собеседница запросто перешла на музейные будни. – Кстати, мы нашли данные о первых переселенцах в наших местах.
Я, например, по линии семьи Горбань и от рода Лощенко. Дед был писарь и на свое усмотрение всю семью переписал на Ложкиных. В 2019- м работала над Книгой памяти нашего села, касательно участников Гражданской войны. В проекте Книга боевой славы. Туда войдет раздел об участниках Афганской войны, о вдовах и мамах погибших солдат Великой Отечественной войны «Они не встретили своих сыновей».
Недавно приезжала наша односельчанка из Москвы специально для того, чтобы передать для этой книги фотографии и данные о своем папе и дяде, воевавших в той войне. Интерес у людей к истории и памяти большой. Поэтому у нас много планов.
Когда глаза не пустые
– И все-таки вернемся к вопросу о вашем интересе к истории.
– Меня с самого детства интересовала родословная моей семьи.
– А разве в советские годы этим особо интересовались?
– В нашей семье, по крайней мере, точно. Папа постоянно рассказывал о дедах и прадедах. И только совсем недавно, благодаря костанайским историкам, мы выяснили, что у одного из первых переселенцев в этих краях Степана Афанасьевича Стрюка из Полтавской губернии Миргородского уезда было две дочери. Одна из них – Татьяна – вышла замуж за Ложкина. Это и была наша ветка на семейном древе.
К слову, в 1861 году, когда отменили крепостное право, Украина была перенаселена. И в тот момент крестьяне получили право переезжать по желанию. Некоторые переехали сюда. Мои прапредки в том числе. Возможно, интерес к семейной истории и заронил то зерно, которое потом «проросло» в большое увлечение историей нашего села. Как итог, в 2010-м занялась целинным отделом музея, собирала данные, экспонаты. Тогда у нас в Степановке было очень много жителей, которые еще застали то время, могли поделиться воспоминаниями. Все записывала.
– Есть ли сегодня отзыв на то, чем вы увлечены?
– Еще какой! У нас есть специальный сайт «Степановка – Родина моя». Там очень много информации, а доступ из любой точки мира. Мы каждое событие, проект – всё туда. Например, недавно провели в школе мероприятие, посвященное 80-летию памяти участников Сталинградской битвы. И выставку организовали, и линейку с ребятами провели, рассказали о наших односельчанах, которые там воевали, погибли. Сегодняшним детям это было интересно.
Как бы ни говорили о новом поколении: мол, одни соцсети в голове – нет, это не так. И те, кто участвует в подготовке таких проектов, и те, кто слушает, – у них глаза не пустые. Всё осмысливают. Потому они с удовольствием идут поздравлять тружеников тыла, детей войны – будь то 9 Мая или очередная дата поднятия целины. А ведь еще было время, когда мы поздравляли больше 130 ветеранов! Зато сегодня у нас «Бессмертный полк» с этими портретами.
Больше чем хобби
– Поддержка-то есть?
– ...(Вера Васильевна глубоко задумалась). Помещение предоставил местный предприниматель, ТОО помогает, когда чествуем своих односельчан.
– А зарплата у вас, руководителя музея, есть?
– Нет, – улыбнулась женщина. – Зато энтузиазма хоть отбавляй!
– Это ведь и хобби не назовешь?
– Нет. Это больше. Понятие «хобби» снижает ценность самой памяти.
– Значит, тот самый патриотизм, о котором говорят с больших трибун.
– Иногда меня спрашивают «А кто вместо вас будет?..» Я всегда отвечаю: мол, пожалуйста, приходите, рада буду передать свой опыт. Очень приятно, когда люди, давно переехавшие из Степановки в Костанай или куда подальше, с большой благодарностью высказываются на нашем сайте по поводу той краеведческой работы, что мы делаем. Бывает, даже приезжают специально на наши праздники – из России, Германии. Приходят в наш музей, с интересом рассматривают экспонаты, выискивают своих родственников в родословных таблицах, которые мы составили. Благодарят.
– Вы не раз повторили «мы». А «мы» это кто?
– У нас инициативная группа «Хранители памяти». Это пенсионеры, ветераны труда и просто неравнодушные люди разных возрастов, которые понимают ценность истории родного села.
– На ваш взгляд, почему таких, как вы, единицы? Что нужно, чтобы таких людей было больше? Или общество уверенно перешло на рельсы «товар-деньги-товар»?..
– Сложно ответить. Как-то раз было мероприятие в райцентре, на котором я познакомилась с людьми, думающими так же, как и я. Мои соратники. Да, в большинстве без зарплат. Но кто, если не мы?! Поэтому и большой стол в музей принесла из дома, и стулья, и бумагу для печати.
Что нужно, чтобы нас было больше? Это идет из семьи, из уважения к старшим. В молодых, уверена, есть этот ген памяти. А поэтому очень надеюсь, что и после меня наш сельский музей не сгинет. Новые технологии только в помощь. Если школьник нет-нет да и зайдет на наш сайт – уже хорошо. Скажу больше: не раз слышала от детей, которые приходили в музей, что они, готовясь к урокам истории, обращались к данным на нашем сайте. Польза есть.
Есть новые идеи по изучению истории села. Участвую последние три года в ярмарке социальных идей, грант выиграла – цветной принтер приобрели. Жизнь в музее поддерживаем.
Думаю, вот для чего человек появился на свет? Наверное, чтобы сделать что-то хорошее, продолжить себя в делах. У меня такое дело есть.