В Казахстане к женщинам не применяется пожизненное лишение свободы. Что об этом думают эксперты?
Этот вопрос логично возник после оглашения приговора суда первой инстанции по делу 45-летней Марины Евтюхиной. 17 лет лишения свободы – за убийство сувенирным охотничьим ножом 75-летней пенсионерки. Напомним, 1 сентября Евтюхина напала на пожилую женщину в ее подъезде, нанесла 15 ударов ножом и сорвала золотую цепочку, которую в тот же день сдала в ломбард. В суде прокурор отметила – к женщинам пожизненное наказание не применяется, поэтому запросила для обвиняемой 16 лет.
По букве и на практике
Эта норма прописана в статье 46 Уголовного кодекса. Также при определении режима, в котором будет содержаться женщина, есть отличия с мужчинами. Если мужчине за совершение особо тяжкого преступления назначают отбывание в учреждении максимальной безопасности, то женщине за такое же преступление – средней.– Но при установлении опасного рецидива женщине могут назначить отбывание срока в учреждении максимальной безопасности (строгий режим). В основном это преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических веществ, убийства. Опасный рецидив устанавливают только в случае непогашенной судимости.
Все-таки на практике отношение к женщинам более снисходительное. Раз законодатель предусмотрел, значит, есть условия, по которым нельзя назначать пожизненное наказание. Женщина есть женщина. Назначение наказания в первую очередь направлено на то, чтобы исправить человека, – комментирует судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Жаннара Тлеубаева.
ИЗ ЗАЛА СУДА
Состояния аффекта у Евтюхиной не было, личной неприязни – тоже. Она выбрала жертву, выйдя из продуктового магазина, куда заходила прицениться.– Почему выбрали именно эту женщину? – вопрос был задан в суде.
– Она медленно шла. А у меня болела нога, я тоже не могла быстро двигаться. Пошла за ней.
– Зачем взяли с собой нож?
– Хотела припугнуть кого-нибудь и что-то забрать.
– То есть вы намеренно шли на разбойное нападение?
– Получается, да... Хотела обогнать на ступеньках и припугнуть ножом... не смогла, болела нога, поэтому начала наносить удары со спины...
После убийства женщина вернулась в квартиру сына, постирала свою одежду, помыла нож и положила на место. Сдав добытую цепочку в ломбард, купила две банки пива, банку огурцов, газировку, шоколадку и кетчуп.
Приговор еще не вступил в законную силу. От личной беседы с корреспондентом «КН» Марина Евтюхина отказалась.
Индивидуально!
Сергей ЖАЛЫБИН, доктор юридических наук, экс-вице- министр юстиции, экс-депутат Парламента, Сената и Мажилиса, один из разработчиков Конституции Казахстана:– В Казахстане высшая мера – смертная казнь – к женщинам не применялась никогда. На моей практике пожизненного тоже не было, даже когда в кодексе меры ответственности были равны. Моя позиция заключается в том, что тюрьма – это не место для исправления. Это наказание за совершенное преступление, кара. Процент рецидива среди мужчин достаточно высок, среди женщин низок.
Женщины у меня никогда не ассоциировались с преступниками. Как правило, женщины совершают преступления в силу особых обстоятельств. Например, убивают мужа-истязателя или, защищая ребенка, наносят кому-то увечья. В этом случае я давал бы минимальное наказание. Или совершают кражу – ну хочется иметь духи, которые ей недоступны. Можно тоже проявить снисходительность.
Конечно, бывают и нетипичные случаи. Убийство пенсионерки – жестокое, неоправданное. Тогда по максимуму надо судить. Все очень индивидуально. Если бы преступление сразу не было раскрыто и она совершила бы еще одно тяжкое... Такого вообще нельзя спускать.
Срок не женщине, а детям
Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель Альянса женских сил Костанайской области, доктор педагогических наук:– Конечно, я считаю, что пожизненное к женщинам вообще неприменимо. Если она случайно, в состоянии аффекта накинулась на мужа и последовала случайная смерть, это не намеренно. Как правило, такие ситуации бывают с агрессорами.
О больших сроках для женщин – я бы хотела, чтобы эти меры были смягчены. Потому что женщина более эмоциональна. Она часто может быть в стрессе, в депрессии. К тому же она мать, и как мать должна рассчитывать на снисхождение. В первую очередь срок дается ее детям, которые останутся на долгое время без нее.
Вспомните Раскольникова. Думаю, здесь примерно такая же ситуация. Издержки воспитания в первую очередь. «Не убей», «Не укради» – в таком духе этих людей не воспитали. Единственный выход – не заработать, не пойти мыть пол, подметать улицу, а украсть, самый легкий путь. И когда мы ее посадим на 17 лет, я думаю, ее колония не перевоспитает, она станет еще хуже. Выйдет – натворит еще больше.
Еще одна важная проблема – социальная адаптация женщин после выхода из мест лишения свободы. Необходима целая программа по ресоциализации, трудоустройству, сопровождению. Если сейчас это происходит, то формально. Как правило, эта работа не имеет основы, чтобы мотивировать на исправление, – зарплата низкая, после этого – повторное правонарушение. Если бы способствовали адаптации, ситуация бы исправилась.
В Альянсе женских сил третий год мы ведем женщину, нашу землячку, которая была осуждена. Это большой труд – ее поддерживать, сопровождать, стимулировать, мотивировать. Мы все ею занимаемся. Цель – помочь начать новую жизнь.
НАРОДНЫЕ КОММЕНТАРИИ
«Всего лишь, за такое хладнокровие 17 лет, это же смешно»«Пожизненное наказание ей!»
«Да она, похоже, и не расстроилась. Зато не надо думать, где деньги взять и т.д.»
«Отсидит полсрока и выйдет, а человека нет. А еще ее будут кормить, одевать, лечить за счет налогов, которые ее дети и родственники платят в казну».
Мы не в идеальном мире
Элина КАЁХТИНА, психолог, основательница феминистского клуба в Костанае:– Я за равную ответственность, но... при иных условиях. Мы живем не в идеальном мире, и послабление для женщин в наказаниях за тяжкие преступления – следствие этого фактора.
Вероятно, есть некое разделение по определенным причинам. В первую очередь это демографический вопрос. К тому же, возможно, содержание женщины в тюрьме более затратно ввиду ее физиологии. Опираясь на исторический опыт, можно сказать, что и социокультурный аспект также играет свою роль: в постсоветских странах к женщинам сохраняется советская тенденция гуманизма. Считается, что они хуже переносят лишение свободы ввиду психофизиологических особенностей.
Допустимы ли исключения – вопрос к нашей судебной системе. По логике в идеальном мире и мужчины, и женщины в такой ситуации должны получить одинаковую меру. Опять же, если абстрагироваться и представить, что базис любого общества – экономика – предполагает равенство и отсутствие классов, то гендерное равенство должно присутствовать как следствие. Если же говорить о том, что наше общество по своему базису уже неравное, о каких других равенствах может идти речь.
ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ...
Небольшой срез из статданных.
В 90-х в Алматы были задержаны женщины-людоеды. Детали преступлений вскрылись случайно, когда участковый врач делал плановый обход. Зайдя в квартиру Узабаевых, где проживали женщина и трое ее дочерей, медик почувствовал трупный запах. Когда по сигналу терапевта на место прибыли сотрудники полиции, они обнаружили в шкафу четыре женских мумифицированных трупа без внутренних органов. Следствие установило, что умершие приходились родными сестрами и матерью хозяйке квартиры. Преступницы были признаны невменяемыми, их определили в психиатрическую лечебницу.В Шымкенте женщина-киллер убила троих бизнесменов по заказу, чтобы собрать деньги на операцию сыну. Наказание осужденная отбывает в женской колонии. Подельником в преступлениях стал муж, он и сдался спустя три года.