Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Равные права = равная ответственность?Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Равные права = равная ответственность?

Равные права = равная ответственность?

В Казахстане к женщинам не применяется пожизненное лишение свободы. Что об этом думают эксперты?


 
Этот вопрос логично возник после оглашения приговора суда первой инстанции по делу 45-летней Марины Евтюхиной. 17 лет лишения свободы – за убийство сувенирным охотни­чьим ножом 75-летней пенсио­нерки. Напомним, 1 сентября Евтюхина напала на пожилую женщину в ее подъезде, нане­сла 15 ударов ножом и сорвала золотую цепочку, которую в тот же день сдала в ломбард. В суде прокурор отметила – к женщи­нам пожизненное наказание не применяется, поэтому запроси­ла для обвиняемой 16 лет.

По букве и на практике

Эта норма прописана в статье 46 Уголовного кодекса. Также при определении режима, в ко­тором будет содержаться жен­щина, есть отличия с мужчи­нами. Если мужчине за совер­шение особо тяжкого преступ­ления назначают отбывание в учреждении максимальной без­опасности, то женщине за такое же преступление – средней.
 
– Но при установлении опас­ного рецидива женщине могут назначить отбывание срока в учреждении максимальной без­опасности (строгий режим). В основном это преступления, связанные с незаконным обо­ротом наркотических веществ, убийства. Опасный рецидив устанавливают только в случае непогашенной судимости.
 
Все-таки на практике отно­шение к женщинам более снис­ходительное. Раз законодатель предусмотрел, значит, есть ус­ловия, по которым нельзя на­значать пожизненное наказа­ние. Женщина есть женщина. Назначение наказания в первую очередь направлено на то, что­бы исправить человека, – ком­ментирует судья специализи­рованного межрайонного суда по уголовным делам Жаннара Тлеубаева.

ИЗ ЗАЛА СУДА

Состояния аффекта у Евтюхиной не было, личной не­приязни – тоже. Она выбрала жертву, выйдя из продук­тового магазина, куда заходила прицениться.
 
– Почему выбрали именно эту женщину? – вопрос был за­дан в суде.
 
– Она медленно шла. А у меня болела нога, я тоже не могла быстро двигаться. Пошла за ней.
 
– Зачем взяли с собой нож?
 
– Хотела припугнуть кого-нибудь и что-то забрать.
 
– То есть вы намеренно шли на разбойное нападение?
 
– Получается, да... Хотела обогнать на ступеньках и припуг­нуть ножом... не смогла, болела нога, поэтому начала нано­сить удары со спины...
 
После убийства женщина вернулась в квартиру сына, пости­рала свою одежду, помыла нож и положила на место. Сдав добытую цепочку в ломбард, купила две банки пива, банку огурцов, газировку, шоколадку и кетчуп.
 
Приговор еще не вступил в законную силу. От личной беседы с корреспондентом «КН» Марина Евтюхина отказалась.

Индивидуально!

Сергей ЖАЛЫБИН, доктор юридических наук, экс-вице- министр юстиции, экс-депу­тат Парламента, Сената и Ма­жилиса, один из разработчи­ков Конституции Казахстана:
 
– В Казахстане высшая мера – смертная казнь – к женщи­нам не применялась никогда. На моей практике пожизненно­го тоже не было, даже когда в кодексе меры ответственности были равны. Моя позиция за­ключается в том, что тюрьма – это не место для исправления. Это наказание за совершенное преступление, кара. Процент рецидива среди мужчин доста­точно высок, среди женщин ни­зок.
 
Женщины у меня никогда не ассоциировались с преступни­ками. Как правило, женщины совершают преступления в силу особых обстоятельств. Напри­мер, убивают мужа-истязателя или, защищая ребенка, наносят кому-то увечья. В этом случае я давал бы минимальное наказа­ние. Или совершают кражу – ну хочется иметь духи, которые ей недоступны. Можно тоже проя­вить снисходительность.
 
Конечно, бывают и нетипич­ные случаи. Убийство пенсио­нерки – жестокое, неоправдан­ное. Тогда по максимуму надо судить. Все очень индивидуаль­но. Если бы преступление сра­зу не было раскрыто и она со­вершила бы еще одно тяжкое... Такого вообще нельзя спускать.

Срок не женщине, а детям

Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель Альянса жен­ских сил Костанайской обла­сти, доктор педагогических наук:
 
– Конечно, я считаю, что по­жизненное к женщинам вообще неприменимо. Если она случай­но, в состоянии аффекта наки­нулась на мужа и последовала случайная смерть, это не наме­ренно. Как правило, такие ситу­ации бывают с агрессорами.
 
О больших сроках для жен­щин – я бы хотела, чтобы эти меры были смягчены. Потому что женщина более эмоцио­нальна. Она часто может быть в стрессе, в депрессии. К тому же она мать, и как мать должна рассчитывать на снисхождение. В первую очередь срок дается ее детям, которые останутся на долгое время без нее.
 
Вспомните Раскольникова. Думаю, здесь примерно такая же ситуация. Издержки воспи­тания в первую очередь. «Не убей», «Не укради» – в таком духе этих людей не воспита­ли. Единственный выход – не заработать, не пойти мыть пол, подметать улицу, а украсть, са­мый легкий путь. И когда мы ее посадим на 17 лет, я думаю, ее колония не перевоспитает, она станет еще хуже. Выйдет – на­творит еще больше.
 
Еще одна важная проблема – социальная адаптация женщин после выхода из мест лишения свободы. Необходима целая программа по ресоциализации, трудоустройству, сопровожде­нию. Если сейчас это происхо­дит, то формально. Как прави­ло, эта работа не имеет основы, чтобы мотивировать на исправ­ление, – зарплата низкая, после этого – повторное правонару­шение. Если бы способствова­ли адаптации, ситуация бы ис­правилась.
 
В Альянсе женских сил тре­тий год мы ведем женщину, нашу землячку, которая была осуждена. Это большой труд – ее поддерживать, сопровождать, стимулировать, мотивировать. Мы все ею занимаемся. Цель – помочь начать новую жизнь.

НАРОДНЫЕ КОММЕНТАРИИ

«Всего лишь, за такое хладно­кровие 17 лет, это же смешно»
 
«Пожизненное наказание ей!»
 
«Да она, похоже, и не расстрои­лась. Зато не надо думать, где деньги взять и т.д.»
 
«Отсидит полсрока и выйдет, а человека нет. А еще ее будут кормить, одевать, лечить за счет налогов, которые ее дети и родственники платят в казну».

Мы не в идеальном мире

Элина КАЁХТИНА, пси­холог, основательница феми­нистского клуба в Костанае:
 
– Я за равную ответствен­ность, но... при иных условиях. Мы живем не в идеальном мире, и послабление для женщин в на­казаниях за тяжкие преступле­ния – следствие этого фактора.
 
Вероятно, есть некое разде­ление по определенным причи­нам. В первую очередь это де­мографический вопрос. К тому же, возможно, содержание жен­щины в тюрьме более затратно ввиду ее физиологии. Опираясь на исторический опыт, можно сказать, что и социокультурный аспект также играет свою роль: в постсоветских странах к жен­щинам сохраняется советская тенденция гуманизма. Считает­ся, что они хуже переносят ли­шение свободы ввиду психофи­зиологических особенностей.
 
Допустимы ли исключения – вопрос к нашей судебной систе­ме. По логике в идеальном мире и мужчины, и женщины в та­кой ситуации должны получить одинаковую меру. Опять же, если абстрагироваться и пред­ставить, что базис любого обще­ства – экономика – предполагает равенство и отсутствие классов, то гендерное равенство долж­но присутствовать как следст­вие. Если же говорить о том, что наше общество по своему бази­су уже неравное, о каких других равенствах может идти речь.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ...

Небольшой срез из статданных.

В 90-х в Алматы были задержаны женщины-людоеды. Детали преступлений вскрылись слу­чайно, когда участковый врач делал плановый обход. Зайдя в квартиру Узабаевых, где прожи­вали женщина и трое ее дочерей, медик почувствовал трупный запах. Когда по сигналу тера­певта на место прибыли сотрудники полиции, они обнаружили в шкафу четыре женских муми­фицированных трупа без внутренних органов. Следствие установило, что умершие приходи­лись родными сестрами и матерью хозяйке квартиры. Преступницы были признаны невменя­емыми, их определили в психиатрическую лечебницу.
 
В Шымкенте женщина-киллер убила троих бизнесменов по заказу, чтобы собрать деньги на операцию сыну. Наказание осужденная отбывает в женской колонии. Подельником в престу­плениях стал муж, он и сдался спустя три года.
Алина НАВРОЦКАЯ kissalina@mail.ru 
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 4679
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран