Нынешний год – год 70-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией. Имена известных героев у всех на устах, но в этой войне, увы, были и без вести пропавшие.
Найти каждого погибшего, сообщить его близким - где, когда и как он погиб – святое дело.
Но и имена тех, кто восстанавливает потерянное и забытое, по большому счету, тоже остаются безвестными. Один из них – житель Костанайского района Михаил Кошалко, который в свои 64 года возложил на себя миссию по поиску погибших костанайцев и возвращению их имен родным и близким.
Мы в скромной квартире Михаила Ильича. В рабочей комнате, из которой и ведет свои основные поиски хозяин квартиры, спартанская обстановка – стол, компьютер, два стула и стопки различных тетрадок с записями. На одном из стульев сидит сам Михаил Кошалко, на другом, когда мы пришли, член местного общества ветеранов. С обществом Михаил Кошалко всегда в контакте, да и ветераны обращаются к нему частенько за информацией.
Сам Михаил Кошалко в прошлом – военный, большую часть прослужил в военкомате, где, в том числе заведовал административным отделом. Именно там, в военкомате, Кошалко впервые занялся поиском пропавших без вести во время Великой Отечественной войны.
-Ко мне обратился знакомый с просьбой найти его без вести пропавшего отца, – рассказывает Михаил Ильич. – Я начал писать во все инстанции, отправлять запросы в архивы... С тех пор отца своего товарища я ищу по сей день. За все эти годы мне удалось только узнать номер его воинской части и то, что погиб он под Харьковом. Но когда я начал поиски, передо мной вдруг открылась непаханая нива, которая давно требовала внимания. Сотни и тысячи пропавших без вести, не пришедших с войны, безымянно погибших, и где их могилы - неизвестно их близким. Желание найти их, сообщить родственникам – захватило меня. И вот с тех пор я занимаюсь этой работой.
Поначалу поисковую деятельностью Михаилу Ильичу приходилось совмещать с работой в военкомате. А в 1992 году он вышел на пенсию и уже смог посвятить поиску пропавших солдат все свое свободное время. Кстати, благодаря этой деятельности Кошалко смог найти и своего родственника, пропавшего без вести на той войне – родного дядю, который, как выяснил Михаил, погиб при обороне Ленинграда.
Большим подспорьем в деле поиска пропавших воинов, признается Кошалко, стал сайт Министерства обороны РФ «Мемориал», где есть практически все известные данные о безвозвратных потерях в Отечественной войне. Однако и этих сведений, как показывает жизнь, все же оказывается недостаточно. Приходится снова и снова писать в архивы, делать запросы, месяцами ждать ответы, скрупулезно отслеживать боевой путь той или иной воинской части, смотреть по карте города, по которым она проходила, помечать места захоронений...
Кроме того, каждую найденную фамилию поисковик проверяет снова и снова. Ведь в этом деле как ни в каком другом нельзя быть неточным. За каждым именем стоит судьба – жизнь и смерть в бою, жестоком плену. Потому за каждым новым именем солдата, которого Кошалко, спустя семьдесят лет возвращает с той далекой войны, недели и месяцы непростого труда. Но труд этот – святой и нужный, считает поисковик.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть в глаза родственников, которые обрели, наконец, для себя ушедшего семь десятилетий назад на войну деда, прадеда. Слава о поисковике разнеслась настолько, что к нему обращаются уже не только земляки, но и родственники погибших из ближнего и даже дальнего зарубежья. К примеру, в 2014 году к Михаилу обратилась гражданка Израиля, искавшая своего отца. Кошалко удалось установить, что он погиб в плену.
Много лет Михаил Кошалко сотрудничает с проектом «КН» «Возвращенные имена».
Искренние слова благодарности Михаилу Ильичу доводилось слышать не раз. И хотя труд поисковика нелегок, он намерен заниматься им и в дальнейшем. Никто не должен быть забыт и ничто не забыто, считает Кошалко. Но что удручает поисковика – то, что официальным властям, по большому счету, мало дела сегодня до героев прошлого.
-Я как-то обращался в руо с просьбой привлечь молодежь как к поискам, так и к восстановлению памятников войны, – говорит Кошалко. – Но мое обращение осталось неуслышанным. На сегодня во многих селах памятники и обелиски воинам пришли в совершенный упадок, надписи стерлись, сами памятники заваливаются. А ведь это память о людях, отдавших за Родину самое дорогое – свои жизни. И они заслуживают, чтобы их помнили. И сознание этого необходимо прививать сегодняшней молодежи. Меня просто поражает порой, насколько сегодняшние школьники плохо знают историю, в частности, Великую Отечественную войну. С этим нельзя мириться!
При каждой сельской школе, считает Кошалко, необходимо создать поисковый кружок из числа самих школьников. Чтобы они знали героев войны, ушедших сражаться из их села, чтобы они были в курсе, кто пропал без вести, содержали в порядке памятники и мемориалы. Сам Михаил Ильич в прежние годы объезжал на собственном автомобиле села района, за свой счет исправлял и обновлял надписи, ограды. Но сейчас он с трудом передвигается уже по собственной квартире и этот труд уже ему не под силу. Но дело это, считает Кошалко, обязательно должно быть продолжено.
-И без молодежи, подрастающего поколения не обойтись, – говорит Михаил Ильич Кошалко. – Через труд, через такую практическую деятельность наши дети полнее и глубже будут знать свое прошлое. Его надо знать, в том числе и для того, чтобы не допустить того, что происходит сегодня на Украине, где разгулялся фашизм. А почему в этом направлении плохо ведется работа? Я считаю, тут дело в незаинтересованности учителей истории. Им нужно более активно вести свою работу, проявлять инициативу, просвещать детей. И еще. У нас внимание минувшей Великой Отечественной войне и всему, что с ней связано, как правило, в основном уделяется в юбилейные годы, как, например, в нынешнем. Это тоже хорошо, но не совсем правильно. О героях прошлого нужно помнить всегда. А это зависит только от нас самих.
И со словами поисковика трудно не согласиться. Кстати, в ходе своей поисковой деятельности Кошалко столкнулся с еще одной проблемой. Когда он стал искать пропавших воинов, опираясь на районную Книгу памяти, то обнаружил в ней много несоответствий. Настолько много, что просто не мог остаться в стороне и решил исправить их, уточнить, обновить и пополнить данные. Таким образом взвалил на себя и еще одну заботу. Но, говорит, просто не мог пройти мимо, ведь за каждой малейшей ошибкой чья-то судьба. Сейчас Кошалко обновляет данные районной Книги памяти, уточняет их и затем намерен представить их в районный совет ветеранов.
Всего же за последние 6 лет своей активной поисковой деятельности Михаил Кошалко установил места захоронения более 50 воинов, о чем и сообщил их родственникам. В среднем получается, на поиски каждого солдата ушел месяц. Тридцать дней скрупулезного труда, чтобы вернуть имя погибшего за Родину воина его близким. А скольких Кошалко так и не удалось найти. Но поисковик считает: этот труд, хотя им занимаются совсем немногие, должен быть продолжен. До тех пор, пока домой не вернется последний из ушедших на ту страшную войну солдат.