Про таких, как Надежда МЕЛЬНИКОВА, говорят – на ее плечах весь мир держится. А уж жизнь села – тем более.
И это плечи простой сельской женщины. Мама троих детей и хранительница очага – этого нашей героине кажется мало. Она реализует себя во всех доступных сферах жизни.
Дорога домой
Из родного Майколя Надежда уехала еще девчонкой. Четыре года назад вернулась. Да не одна, с идеями. Родина позвала, смеется женщина. Если точнее, позвали ее бывшие земляки, ныне граждане Германии и России. Задачу поставили непростую – срочно восстановить разрушенный сельский стадион.
– Скажем так: кровь дала о себе знать, и я вернулась. Земляки, зрелые уже люди, давно уехавшие из Майколя, подняли вопрос по стадиону. Им захотелось что-то сделать для своей малой родины, чтобы оставить след, память о себе, – уточняет Надежда.
В 90-е от стадиона остались одни руины. Вот с этих руин женщина и начала. Финансирование идеи бывшие жители Майколя взяли на себя. Помощники на месте нашлись сразу – двести неравнодушных сельчан из тысячи. Сплотились даже дети.
– Стадион был просто в безобразном состоянии. Вместе с Ольгой Фирсовой мы провели собрание сельчан, ведь меня большинство людей уже не помнило. Или помнило совсем девчонкой. В итоге нам доверились, – рассказывает женщина.
Сейчас Надежда может гордиться и собой, и единомышленниками: стадион, который между собой теперь называют народным, был возрожден через полтора месяца. Женщины работали наравне с мужчинами. Обрезали ветки одичавших деревьев, вывозили мусор, разбирали прогнившие деревянные трибуны.
След, оставленный в истории села, обошелся в 2,5 млн тенге. Все деньги народные. Теперь активисты каждый год сажают здесь цветы, ухаживают за территорией. Надежда в их числе. С лейкой в одной руке, с ежедневником и папкой – в другой.
На общественных началах
Без ежедневника председателю сообщества Майкольского сельского округа никак нельзя. Создала его Надежда по собственной инициативе. С позволения сельчан стала председателем. И понеслась! А инициатива заключалась в следующем. Надежда условно разделила село на 12 участков. Для каждого выбрали старшего.
– Пока стадион чинили, увидела в селе много проблем. Решили подключиться к их решению. Что можем сделать сами – делаем. Нет – настойчиво обращаемся к акиму сельского округа, – рассказывает наша героиня.
Но это сейчас работа идет относительно гладко, а поначалу было иначе. Надежда знакомилась с каждым жителем села. Два месяца ходила по домам. Записывала проблемы, жалобы и предложения.
Позже тот самый ежедневник лег на стол акима округа. С тех пор в Майколе ни свалок, ни стай собак. А чтобы поддерживать чистоту, народ объявляет вседеревенский субботник. Вот так Надежда стала связующим звеном между властью и народом.
– Но не всем односельчанам нравится моя активность. Я же и требовательной бываю, и громкой. И словцо крепкое могу сказать в лоб. А как иначе добиться, чтобы коровы не ходили по деревне, не гадили на чистых дорогах?
Отдушина
Это уже о работе с детьми. Надежда возглавляет кабинет художественной самодеятельности. Развивает в детях творческое начало. Без образования, без оплаты. По зову сердца. Дети еще как откликнулись.
– Мы танцуем и поем. Номера делаем, как умеем. Наряды шьем, как умеем. Никогда не говорю малышне, что у них нет таланта. Поэтому танцуют и поют у меня все!
Сейчас творческая бригада Мельниковой готовит номера к 8 Марта.
– Ничего не делаю с бухтыбарахты. На подготовку мне нужно месяц-полтора, поэтому к празднику начали готовиться заранее. Чтобы без сучка без задоринки. Дети есть маленькие, кто-то заболел, что-то случилось – лучше быть готовыми ко всему. Мне же надо всех расставить. Да так, чтобы не обиделся никто, – говорит Надежда.
Но обиды все равно бывают. Иной раз доходит до слез. Таких малышей «приговаривают» к душилке. Проще говоря, к объятиям. Обнимают искренне и долго, пока ребенок не расхохочется. Подход на заметку всем!
Дайте новую маму...
Часть души, говорит Надежда, так и осталась в Мендыкаринском районе. Пока жила там, помогала маленьким сиротам и детям из малообеспеченных семей. Насмотрелась всякого, не всякий храбрец выдюжит.
– Наряжалась Снегурочкой, брала с собой Деда Мороза. Сама за рулем. Ездили в самые отдаленные села, порой пешком километры мотали – машина не могла заехать в деревню. За три года поздравили 121 ребенка, – вспоминает Надежда.
Спонсоров Снегурочка искала сама. И так умело находила слова, что дети получали подарки, ставшие для них самым настоящим чудом.
– Я звонила опекунам и спрашивала: о чем мечтает ребенок? Дети писали письма, отправляли мне по почте – все как в сказке. 12 детей попросили смартфоны, двое – ноутбуки. Мы исполнили. Кто-то просил новую маму – это самое тяжелое. Для них покупали больших кукол.
Эти дети уже подросли. До сих пор Снегурочка от них получает письма.
Признание
А вот хозяйство, говорит Надежда, она никогда не держала. Не до того было. Ведь случалось, что ей приходилось разом работать на трех работах – вести бухгалтерию, мыть пол и таксовать. Позже научилась вести банкеты, стала тамадой. Ее и сейчас приглашают на праздники. Знают не только в Казахстане, но и в России. Тамада широкой географии, получается. Но это нечасто. В основном работа в Майколе. В прошлом году женщине выделили кабинет в местной школе, чтобы она занималась с детьми и дальше. Дали небольшую зарплату. Это неудивительно, ведь на занятия к Мельниковой теперь просится даже ребятня из соседних деревень. В этом году она собирается начать обучение в профильном вузе.
А вообще, март для Надежды начнется с победы – тот самый стадион наконец-то встанет на баланс акимата. После этого исполнится и заветная мечта сельчан: стадиону можно будет присвоить имя местного учителя физкультуры Николая Штукина. Это ветеран войны и труда, воспитавший не одно поколение спортсменов, обладатель правительственных наград, серебряной и бронзовой медалей ВДНХ.