Старые географические карты хранят множество любопытных фактов, изучение которых погружает порой в бездонные исторические глубины. Загадка названия нашего города неожиданно привела... на Дальний Восток.
Ошибка сканирования
Еще тридцать лет назад исследователи полагались только на живые документы: книги, архивные бумаги и т.д. Работа шла медленно, но и ошибок было меньше. Исторический портал «Восточная литература» (vostlit. info) собрал колоссальные архивы, благодаря которым современные историки могут писать диссертации не выходя из кабинета. Именно на этом портале возник вдруг загадочный текст, способный внести путаницу в топонимические изыскания.«Шхуна «Первая»... не зайдя по назначению в Императорскую гавань, в Кустанай и Ольгу, принуждена была спуститься в Хакодате, куда прибыла 1 ноября... По постановке новых мачт и исправлении всего вооружения прибыла в гавань Св. Ольги 31 мая. Здесь командой шхуны вырублено и погружено 160 дубовых кряжей для Николаевска. 26 вышла из Ольги, 5 июля заходила в Кустанай для доставления провизии».
Это журнал «Кронштадтский вестник» от 10 мая 1862 года. Казалось бы, сенсация: упоминание о Кустанае за 17 лет до возникновения нашего города на Тоболе! Но, к сожалению, это была банальная ошибка сканирования. Речь в старой газете шла о гавани под названием Кусунай. Ныне это село Ильинское в устье реки Кусунай на Сахалине. Но случайно ли вкралась ошибка в архивные документы портала? Оказывается, не случайно.
Переселенцы из Тургая
Сотрудник портала, правивший отсканированный журнал «Кронштадтский вестник», вполне резонно полагал, что в судовом дневнике шхуны «Первая» написано именно Кустанай. Не только потому что так ему подсказывал Microsoft Word, который знает Кустанай, но не Кусунай. А потому что на Дальнем Востоке, а именно в Приморском крае, долгое время существовал поселок Кустанай.Возник он примерно в 1909 году благодаря масштабной программе переселения крестьян на Дальний Восток, предпринятой Столыпиным. Кустанай в Приморье периодически возникает в документах всероссийской переписи на протяжении первой четверти XX века. Основали его переселенцы из Тургайской области. Сохранилось местоположение поселения на карте Иманского уезда Приморской области 1917 года (на карте). Сколько лет просуществовал приморский Кустанай, неизвестно.
И Кусунай, и далекий поселок Кустанай связаны с историей освоения Россией Дальнего Востока. В те времена Сахалин населяли коренные жители – айны, антропологически близкие к австронезийцам. Это был довольно большой народ, на протяжении многих веков сопротивлявшийся попыткам японцев завладеть Сахалином и Хоккайдо. Скорее всего, название Кусунай – айнское, и японцы позже адаптировали его как Кусунаймура. С 1906 по 1945 год Южный Сахалин принадлежал Японии, и именно в этот период айны, подвергшиеся японизации, практически исчезли.
Как мы видим из дневника шхуны «Первая», в 1867 году остров Хоккайдо (порт Хакодате) еще не был окончательно колонизирован японцами. Это небольшой такой штрих к претензиям Японии по поводу Курильских островов. Кстати, коренной народ Курил – тоже айны.
Офицер с корвета «Америка»
Еще одна загадочная связь Приморья и нашего края прослеживается в биографии видного государственного деятеля России Льва Баллюзека. Когда в 1868 году была учреждена Тургайская область, он стал ее военным губернатором. В 1871 году под руководством Баллюзека были собраны и изданы материалы по казахскому обычному праву. Совместно с полковником Александром Тилло он участвовал в рекогносцировке местности под будущий город на реке Тобол.Баллюзек задолго до карьеры губернатора.
Любопытно, что некогда чиновник служил на пароходо- корвете «Америка» вместе с Яковом Астафьевым, который позже капитанствовал на упомянутой выше шхуне «Первая». Именно команде «Америки» принадлежит ряд географических открытий на Дальнем Востоке, а также работа по присвоению названий бухтам, заливам, рекам и т.д. Ими была нанесена на карту и река Кусунай. Позже Баллюзека назначили полномочным представителем России в Китае. В честь него назван мыс Баллюзек – одно из известных в России туристических мест.
Хотя чиновник принимал деятельное участие в судьбе будущего Кустаная, до основания города он не дожил. В 1879 году Льва Федоровича не стало. Остается только загадкой: не напоминало ли военному губернатору слово «Кустанай» о том самом приморском военном посте Кусунай, в котором он не раз бывал.
Фото с сайта peoples.ru, sakhalin.info