Такие объявления костанайцы могут начать размещать уже в ближайшее десятилетие.
Карбоновое земледелие
Именно эту отрасль, считают участники Международной недели инвесторов, прошедшей в октябре 2022 года в Астане, надо развивать во время осваивания неиспользованных земель. Впрочем, сегодня далеко не все знают, что такое карбоновое земледелие. А его суть заключается в переводе углерода из атмосферы в растения и почву, что помогает снизить количество выбросов углекислого газа.
Да, проблема изменения климата становится все острее с каждым годом. И развитие карбонового земледелия направлено именно на противодействие глобальному потеплению. Как раз здесь наша страна имеет огромный потенциал, поскольку в Казахстане используют только одну пятую сельхозугодий, общая площадь которых сейчас составляет более 220 миллионов гектаров земли.
Так вот, в осваивании этих территорий можно видеть не только экологическую, но и финансовую выгоду. Как объясняют специалисты, если оцифровать возделывание различных сельскохозяйственных культур, которые поглощают углерод, то этим своеобразным товаром можно торговать. Допустим, в начале октября Китай платил 42 юаня (тогда это было около трех тысяч тенге) за одну метрическую тонну углерода поглощенного. И все для того, чтобы иметь возможность производить и выбрасывать этот углерод.
Но есть важный момент: надо поглощать углерода больше, чем человечество выбрасывает его в атмосферу. И агросектор должен быть одним из катализаторов этого процесса. Сейчас карбоновое земледелие (его еще называют углеродным) постепенно применяют в США и в Европе. А Казахстан в перспективе может стать центром этой отрасли на территории всей Евразии.
Костанайцы станут первыми
Имеется в виду, что наша область станет своеобразной площадкой для исследования и выработки механизмов внедрения карбонового земледелия. Скоро, уже летом, к нам приедут бельгийские ученые, которые будут изучать перспективы нового для нас направления.
Они наверняка хотят понять позиции производителей, финансовых организаций и органов власти насчет данного мирового тренда. Якобы такая бизнес-модель, когда получают деньги из воздуха, по плечу многим фермерам. Им нужно будет лишь выделить часть своей земли, чтобы там росли полезные для климата растения или деревья, которые поглощают углерод и выделяют кислород.
В мире, говорят специалисты, уже применяется специальное оборудование, фиксирующее посадки новых лесов. Благодаря этим данным формируются углеродные единицы, которые потом на мировом биржевом рынке продаются. Такой товар вызывает интерес иностранных инвесторов и не исключено, что они в будущем начнут скупать костанайские «воздушные шарики».
Между прочим, совсем недавно, в феврале 2023 года, была утверждена Стратегия достижения углеродной нейтральности Казахстана до 2060 года. Она разработана с учетом глобальных климатических трендов и во исполнение соответствующих международных обязательств.
Нет согласия
Но есть и еще один путь. Швейцарская компания Climeworks AG и исландское предприятие по хранению углерода Carbfix уже запустили крупнейший в мире завод по прямой откачке углекислого газа из воздуха. Хранить его будут под землей, где газ, смешанный с водой, будет постепенно превращаться в твердую породу, например, карбонатные минералы. Авторы проекта уверены, что такая технология поможет остановить глобальное изменение климата.
Однако с этим согласны не все. Есть мнение, где указывается на нерациональное использование природных ресурсов и предлагается использовать другие технологии. Более того, существует и другой подход к борьбе с глобальным потеплением, когда новые технологии вообще отрицают. Лучшими поглотителями углерода в этом случае по-прежнему считают леса.
Кстати, попытки расчета поглощения СО2 лесами и, вообще, растительным миром, тоже вызывают ряд вопросов. Мол, биологи могут подсчитать объем органики, образующийся в экосистеме. Но подсчитать, какая часть этой органики образовалась из СО2, присутствующего в воздухе в количестве 0,04%, невозможно. А отсюда вывод: инвестировать в биржи торговли квотами за счет посадки деревьев, конечно, можно, но надо понимать, что это не имеющая устойчивого будущего кратковременная спекуляция.