Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«ДЕТИ – НЕ РОБОТЫ. Они могут испытывать и злость»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«ДЕТИ – НЕ РОБОТЫ. Они могут испытывать и злость»

«ДЕТИ – НЕ РОБОТЫ. Они могут испытывать и злость»

Буллинг, деструктивные субкультуры, вседозволенность соцсетей, сайты с суицидальными «крючками» – психику современного ребенка расшатать несложно. Но как вовремя распознать сигналы бедствия и избежать трагедии? Где дети могут получить квалифицированную психологическую помощь?



Ответы на эти вопросы знает руководитель Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Елена ПЕТРЕНКО.

Прожить и пережить

– Елена Александровна, в свете последних событий, с нападением петропавловского школьника с топором на сверстников, о психологическом климате в школах стали говорить больше. Способны ли школьные психологи распознать агрессора?

– Ежегодно в школах региона проводят анонимное анкетирование на изучение тревожного фона детей. Если вовремя заметить тревожность, оказать ребенку помощь, провести небольшую коррекцию, мы можем избежать в будущем серьезных последствий.

Не бывает так: был хороший ребенок, а потом раз и совершил аутодеструктивный поступок. Детская психика, как стакан, куда капают негативные мысли. Со временем он переполняется и все выплескивается. То есть нельзя сказать, что ссора со сверстниками может стать причиной суицида или приступа агрессии. Скорее всего, имел место систематический буллинг, недопонимание со стороны родителей, учителей и многое-многое другое.

В анкетах, которые заполняют школьники, мы не упоминаем такие слова, как «суицид» и «деструкция». Анкеты очень аккуратные, но при этом адаптированные под детей разных возрастов. Когда выявляют ребенка, которому нужна помощь, психолог составляет индивидуальный план работы, чтобы помочь ребенку справиться с тревогой. Дети – не роботы. Они могут испытывать злость. Но наше общество клишированное. Ребенку изначально навязывают мнение, что злость – это плохо, и он вынужденно заталкивает ее поглубже, вместо того, чтобы прожить и пережить эту эмоцию. А это очень важно.

– Хватает ли у школьных психологов опыта, навыков и времени для того, чтобы индивидуально работать с детьми?

– Сейчас во всех школах работают психологические службы по Правилам Министерства просвещения, которые были введены в сентябре прошлого года. Для нас это не новшество: наш регион в таком формате работает пятый год. Чтото было взято именно из нашего опыта, которым мы щедро делились.

Психологические службы были открыты как раз для того, чтобы не взваливать все на плечи одного психолога, который даже физически не успевает работать с огромным школьным коллективом. Поэтому ему помогает социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе. Если говорить о компетенции, то школьные психологи нашего региона достаточно сильные.

Дело в том, что они постоянно находятся в процессе обучения. Каждый год мы обучаем их разным методикам. Например, работе с метафорическими картами. Это очень хорошая практика. Ведь зачастую дети идут к психологу уже настороженными: они не расположены к общению. А в игровой форме им легче раскрыться.

То же можно сказать и о песочной терапии. Во-первых, кинетический песок снимает напряжение, задействует нервные окончания на кончиках пальцев. Во-вторых, психолог становится в одну позицию с ребенком, что вызывает к нему доверие. Хороша и арт-терапия. Мы прошли обучение ей в 2020 году в Санкт-Петербурге, потом обучили местных психологов.

– Во всех ли школах применяют эти методики? Складывается впечатление, что главный инструмент школьного психолога – старая добрая беседа с учеником?

– Если говорить о песочной терапии, то оборудование есть не везде. Что касается остальных методик, их применяют – где-то больше, где-то меньше. Тут свою роль играет сменяемость кадров. К сожалению, нет возможности обучать психологов каждый год одному и тому же.

Сигнал тревоги

– Насколько тревожны нынешние школьники?

– Дети еще не пережили пандемию. Сначала они сидели взаперти с гаджетами – контроля особого не было, был нарушен режим. Почти у всех возникли пробелы в знаниях. В последующий год они пережили обратную трансформацию. Когда большая часть детей адаптировалась к дистанционке, нашла в ней плюсы, пришлось опять вернуться в школьные стены.

Очное обучение обнаружило белые пятна, а многие дети к оценкам относятся слишком щепетильно. Плюс появилось ощущение нестабильности. То есть они теперь понимают, что в любой момент может произойти что-то, что нарушит привычный ход вещей.

Об этом наглядно говорят цифры. В Региональном центре психологической поддержки и дополнительного образования есть телефон доверия. Если в 2019 году поступило 900 звонков, то в 2021-м – 3200. В 2022 году их стало уже меньше, что говорит о снижении тревожности.

– С какими вопросами дети обращаются чаще всего?

– В основном рассказывают об отношениях со сверстниками, учителями и родителями. Кстати, о непонимании родителей говорят все больше школьников.

Помочь, а не поднимать шумиху

– А буллинг? В последнее время участились случаи обнародования таких фактов костанайскими родителями.

– Буллинг – это не новое явление. Он был всегда, все мы учились в школах, где так или иначе наблюдали травлю. Просто раньше этому не уделяли столько внимания. Где-то дети сами замалчивали, терпели побои, где-то жаловались родителям, которые считали, что «сами разберутся». Сейчас об этом стали больше говорить, число обращений тоже растет.

Но, к сожалению, родители иногда забывают, что самое главное в этом случае – помочь ребенку, а не поднять шумиху. От обнародования факта или наказания директора школьнику лучше не будет. Наша задача – совместно с родителями научить детей правильно и грамотно выстраивать отношения со сверстниками, нивелировать ссоры и стычки, которые, так или иначе, бывают в любом классе.

Бывает, наладить отношения не получается, и мы понимаем, что ребенку лучше будет в другом коллективе. Но это редкие случаи. При своевременном обращении к специалисту можно решить проблему.

– Лучше обращаться к частному специалисту или школьному психологу?

– Частный – не синоним слова «хороший». Есть люди, которые обучились чему-то за месяц на курсах и представляются квалифицированными психологами. Если я знаю, что эта таблетка поможет при головной боли, это же не значит, что я врач. Так и с психологами. Я считаю, что необходимо обращаться к специалистам с классическим образованием. В противном случае ребенку можно навредить. Мы работали с детьми после такой некачественной психологической помощи.

– Слышала, что вы с коллегами выезжали в Аулиекольский район и оказывали психологическую помощь детям, пострадавшим от лесного пожара...

– Мы выехали туда сразу, как узнали. Всем центром. Помимо нас, там работали психологи местного отдела образования, МЧС, общественных организаций... Очень радует, что у нас много неравнодушных специалистов, которые готовы были работать посменно, чтобы помочь взрослым и детям, которые в одночасье лишились крыши над головой.

Некоторые дети просто плакали не переставая, хотя, к счастью, их родные были живы и здоровы. Просто не могли осознать, что нет больше родного дома, нет стола, где ты делал уроки. Многие переживали, что потеряли домашних любимцев. Дети быстро адаптируются, если учитывать их характер и темперамент. Нам удалось сделать для них все, что было возможно. Я уезжала оттуда с легким сердцем.
 
ЕСЛИ ТРУДНО – ЗВОНИ!
При Центре психологической поддержки и дополнительного образования работает телефон доверия – +7-708-087-42-01 (WhatsApp) и 8 (7142) 370-858.
Набрав эти номера, можно поговорить с психологом на любую тему – о дружбе и о неразделенной любви, об отношениях с родителями и учителями, о проблемах с учебой и просто о жизни.
Задать вопросы специалисту могут и родители школьников. Тоже совершенно бесплатно и анонимно.
Надежда КОВАЛЬСКАЯ  
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 432
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран