ЭКСПЕРТЫ:А. РАУ: «Скоро мы их услышим»
1. Сайран БУКАНОВ, Герой Труда Казахстана.
2. Альберт РАУ, государственный и политический деятель РК, доктор экономических наук.
3. Ирина АРОНОВА, депутат Мажилиса Парламента РК пятого, шестого созывов.
– Альберт Павлович, мы начали разговор 19 марта, сразу после закрытия избирательных участков. Вы прогнозировали, что партия Amanat по партийному списку получит не меньше 40 мест, плюс одномандатники – члены ведущей партии. Когда объявили предварительные результаты, списочный состав оказался меньше, но вместе с округами примерно та цифра, о которой вы говорили. Теперь вопрос: насколько обновится фракция?
– В партийном списке Аmanat было 99 человек, из них 73 – новички. За партию проголосовало более 53% избирателей. Это 37 мест в нижней палате плюс 22 депутата из числа самовыдвиженцев, членов партии. Скажем так, это значительно меньше, чем было в предыдущем созыве.
Надо учитывать, что нижняя палата и в целом количественно сократилась: 98 депутатов вместо 107 – это тоже плод реформы, он был известен заранее. А вот то, что шесть партий вошли в Парламент – достаточно неожиданно. По крайней мере, если сравнивать, сколько голосов эти партии получали раньше. Во время избирательной кампании я, общаясь со своими соратниками по партии в каждом городе и районе, интересовался активностью наших оппонентов. Нельзя сказать, что она была на высоте. Хотя партия «Ауыл» в этой избирательной кампании действовала активнее, чем раньше, по крайней мере, лозунги и плакаты были заметными.
– «Ауыл» вышел на второе место, но с большим отставанием от Amanat. А то, что «Байтак», зеленые, не прошли в Парламент, удивляет. Либо они не объяснили электорату, с чем идут на выборы, либо избиратель не обращает внимания на проблемы экологии.
– По «зеленым» мне сказать нечего. Но то, что Amanat снова впереди – объективная реальность. Наша стратегия и тактика – выполнять обещания. Мы шли к избирателям в каждый город, в каждый район не только с нынешней программой, но и с отчетом сделанного по программе 2021 года. В каждом районе и городе есть исполненное: водоснабжение, коммуналка, дороги и соцобъекты. С фактами не спорят.
Так предполагалось действовать весь избирательный цикл, пять лет – не только перед выборами. Но реформа внесла коррективы – поступило десять тысяч предложений от народа, их изучили, сгруппировали, включили в новые программы.
– Чего ждать от оппозиции? Она созрела, чтобы в той или иной мере заявить о себе в Парламенте?
– Почти два года назад права оппозиции в Парламенте были приняты на законодательном уровне. Депутат от заявленных как оппозиционные партий может возглавить один из парламентских комитетов, и два депутата стать секретарями комитетов. Оппозиционные партии имеют все права: выражать свое мнение и мнение своих избирателей, говорить от их имени. Оппозиционные депутаты получили право инициировать парламентские слушания. Думаю, скоро мы их услышим.
С. БУКАНОВ: «Хочу видеть «Ауыл» в оппозиции»
– Сайран Балкенович, удалось ли вам 19 марта в полной мере реализовать свое гражданское право на избирательном участке?
– Я голосовал за партию «Ауыл» и за конкретного кандидата. Свое избирательное право реализовал в достаточной мере и снова убедился, что мажоритарная система отвечает моим политическим предпочтениям. Она должна работать и впредь.
Голосовать за список равнозначно выбору наугад. Потому что всех людей в нем не знаешь. Можешь только предполагать, что это в основном столичные функционеры. Не только я так думаю. Мажоритарная система позволяет пробиться в Парламент людям из регионов. Откровенно скажу: важно и приятно голосовать за земляка, за того, в ком уверен.
– У ведущей партии Amanat в Мажилисе и в маслихатах будет оппозиция. Мы пока не знаем, реальная она или только заявленная. Какую партию вы хотели бы видеть в оппозиции?
– Ту партию, за которую проголосовал, «Ауыл». Но, к сожалению, какую партию ни возьми, ярких личностей нет. Наша проблема в том, что мы думаем одно, а говорим совсем другое. Чтобы говорить то, что думаешь, надо иметь сильный характер. Мое личное мнение: сильных людей не было видно. Появятся ли они в новом созыве? Хорошо бы.
Председатель сената Маулен Ашимбаев сказал, что оппозиция должна быть, но с оговоркой «конструктивная». Это понятно – всем депутатам надо действовать во благо государства и народа. Но не должно быть и подмены формулировок, чтобы «конструктивная» не оказалась беззубой и политически безвольной. С этих позиций я и предполагаю, что оппозиция окажется формальной и в этот раз. Но хочу ошибиться.
И. АРОНОВА: «Ресурс «против всех» будет работать»
– Ирина Петровна, на выборах 19 марта проявилась суть политической реформы Президента Токаева. И сейчас от нее идет эхо. На момент нашего разговора официальных итогов еще нет, но несогласные с ними уже есть. Надо ли теперь раздавать им оплеухи?
– Политическая конкурентная борьба имела место, Костанайская область – не исключение. Это краеугольный камень реформы. Несогласные вправе быть таковыми. Если кто-то прибегнет к оплеухам, то он, скажем так, первый на очереди. При этом надо честно признать, что у одномандатников были организационные и финансовые сложности. Что до партии-победителя, то никто в ней не сомневался. У партии Amanat самые большие ряды своих, в отличие от других партий, и есть реальные заслуги перед обществом.
– НПК – тоже давно на политической арене, но всего пять мандатов, после ребрендинга, надо полагать, свои рассеялись. «Зеленые» не перешагнули порог Мажилиса.
– Не все так просто с «младшими» партиями, это очевидно. Но есть «Ауыл», второе место партии обеспечил избиратель, ожидающий прорыва в сельской экономике и помощи в этом от депутатов. Партия Respublica вошла в тройку победителей за счет пока еще деклараций о подъеме экономики. Избиратель в той или иной мере активно отреагировал на «крупные цели».
«Зеленым» не хватило организационного ресурса и времени для раскрутки. Хотя озвученные ими приоритеты на первом месте в мире. Экология, климат – это политика, экономика сбережения ресурсов, здоровье каждого из нас. Электорат не проинформировали – одна из причин неудачи. Но у этой партии неплохое будущее, если будет системная работа и география.
– Явка избирателей – любимый критерий успеха кампании – по всей стране не дотянула до привычных 80-90%.
– По Казахстану явка самая низкая за последние десять лет, что позволяет более доверительно относиться к результатам. Но нельзя не заметить, что и в этот раз активнее голосовало старшее поколение. Хотя реформа как раз для молодых, для тех, кто будет строить государство дальше. Нужно оторвать молодых от смартфонов, дать им реальные идеи.
– Чем отличаются те, кто не ходит на выборы, от тех, кто голосует против всех?
– Хотя неявку тоже можно расценивать как позицию, но она тихая, за чайным столом. А против всех – это громко, не из кухни. Думаю, ресурс «против всех» будет расти дальше, будет работать хотя бы потому, что эта графа неподвластна административному ресурсу.
– Победители, прежде всего из числа одномандатников, всячески отрицают административный ресурс.
– Логично. Признать – значит подвергнуть сомнению результат. Претензий от избирателей и теперь уже экс-кандидатов немало. Кому они адресованы? Это ответственность политического менеджмента, в целом по стране он оставляет желать лучшего.