До середины ХХ века в городе не было ни одного настоящего моста. А временный каждую весну сносило ледоходом. Что мешало решить проблему?
Фото 1950-х годов. / kostanay1879.ru
Декабрь 1913 года. Последний, как оказалось, мирный год Российской империи, которая через четыре года и вовсе прекратит свое существование.
13 декабря 1913 года ответственное лицо по инженерной части Кустанайской области, некто господин Воллодько, имея полномочия от городской управы, заключил договор с киевской мостостроительной фирмой «Инженеры Бобровский и К» о постройке капитального железобетонного моста через реку Тобол у города Кустаная. И тут возник вопрос, как оказалось впоследствии, так и неразрешенный, хотя поначалу значения ему не придали. Сам мост подвизалась построить киевская фирма. Но были еще подъезды к мосту, а это отдельная статья расходов и самостоятельное инженерное сооружение. Объявили конкурс, но желающих не нашлось. По какой-то неизвестной причине сама фирма «Инженеры Бобровский и К» делать это не захотела.
Время шло, связь по тем временам была небыстрая, переписка о некоторых финансовых формальностях вопроса затянулась, а летом 1914 года грянула Первая мировая война. Это совершенно изменило ситуацию. До середины 1916 года власти еще пытались решить вопрос о комплексном строительстве и моста, и подъездов к нему.
Большой мост после реконструкции. Наши дни. / Фото Владимира Файля
3 июня 1916 года создали строительную комиссию в составе уездного начальника Кочергина, начальника местной тюрьмы Анисимова, члена городской управы Кияткина и крестьянского начальника, полковника Прыткова. Пересмотрели смету на строительство моста, которая по понятным причинам сильно отличалась от предыдущей. Подрядчик – некто господин Турубинер – нашелся лишь 11 марта 1917 года уже при Временном правительстве. Но условия оплаты, которые строительная комиссия утвердила 8 апреля, были такие: «Количество работ и стоимость их по исполнительной смете по среднесправочным ценам по г. Кустанаю в период производства работ. Уплату денег производить по мере выполнения работ, но не менее одного раза в месяц, в двухнедельный срок со дня выдачи заявления, хотя бы по предварительной смете».
После этого реальных строителей не нашлось. В мае местные власти вынуждены были констатировать: ввиду военных действий, установившейся дороговизны, недостатка рабочих рук и материалов все претенденты, включая господина Турубинера, побоялись ввязываться в это сложное, длительное и дорогостоящее дело.
Опасения деловых людей полностью подтвердились. Не прошло и полугода, как Временного правительства не стало, страна вступила в совершенно новую фазу своего существования, и места в ней кустанайскому мосту на то время не было.