В середине марта в Алматы и Шымкенте запустили базовые станции сети пятого поколения (5G). В это время у нас.
Неточно
Интернет в XXI веке также необходим, как свет, газ или вода.– Я согласен, – отвечает аким Садчиковского сельского округа Нурлан АЙТМАГАМБЕТОВ.
Мы едем в село Константиновка. Здесь живут 754 человека (240 дворов). До Рудного на средней скорости – 15 минут езды. Квартиры здесь стоят в среднем шесть миллионов тенге. В селе есть газ. Однако не только Интернет, но и мобильная связь здесь очень плохая. При этом на окраине Константиновки стоит вышка, на подстанции ТОО «Межрегионэнерготранзит». Рядом с ней телефон показывает «4G». Стоило въехать в поселок, сигнал на экране изменился на «E». Максимальная скорость по EDGE – 474 Кбит/с. Можно позвонить по WhatsApp, но не факт, что получится с первого раза.
Десять километров от Рудного
Возле вышки, по трассе, к остановке идут мужчина и женщина. Сауле рассказала, что работает на птицефабрике. «Связь очень плохая, иногда, чтобы кому-то дозвониться, приходится выезжать за село».Жители Константиновки ориентированы на Рудный: здесь многие работают. Вечером возвращаются, и тогда в селе пропадает и стационарный (проводной) Интернет (он представлен компанией «Аллнет»), и спутниковая подача сигнала.
– С пяти вечера до двух ночи делать в Интернете нашем нечего. Дети и взрослые днем что-то важное для себя загружают на компьютер, – рассказала Айсулу Каипова, учитель русского языка и литературы.
– Отчего так?
– Нагрузку не выдерживает наш Интернет. Вечером все возвращаются домой и, конечно, выходят в Сеть. Но это одни нервы: все «виснет»... А платим мы 6500 тенге.
– Так как сигнал идет по спутниковому каналу, он еще зависит от погодных условий, – добавляет Нурлан Айтмагамбетов. – Мы сейчас в школе – здесь хороший Интернет, 20 мегабит в секунду. Единственное такое место в селе. Но детям Интернет нужен и дома. Без него сейчас нельзя представить полноценное образование.
Константиновка – живое село. Есть газ, хорошая вода из колодцев. Здесь плохие дороги, но ночью горят фонари уличного освещения. У села деятельный, энергичный и молодой аким. Люди работают в Рудном или в местных крестьянских хозяйствах, ТОО. В селе есть свой герой – стрелок 270-го стрелкового полка, 136-й стрелковой дивизии Иван Приступа. В Ленинградской области во время Великой Отечественной войны он закрыл своим телом амбразуру пулемета.
Одним словом, в Константиновке есть все для хорошей жизни. Но плохие Интернет и мобильная связь сильно напрягают. Никто эту амбразуру пока не спешит закрыть. И это в десяти километрах от города.
Мёртвая зона
Что говорить об отдаленных селах? Узункольский район, Кировский сельский округ, село Иваноровное. В комнате у пенсионерки Нины Петущенко большой телевизор, на столе – коробка с медикаментами, медали «Ветеран труда» и «Күміс алқа». Важная вещь на столе – проводной телефон. Вся связь с внешним миром в основном осуществляется с его помощью. Мобильная связь работает слабо. У дочери Нины Петровны в доме установлен усилитель сигнала.На Складской в Костанае продавец показывает комплект усиления сотовой связи «ДалСВЯЗЬ DP-800/2700-8 MIMO». Китай.
– Всего 15 тысяч тенге, а модель работает со всеми казахстанскими сотовыми операторами, на частотах 800-960 и 1710-2700 МГц. Поставишь, и проблем не будет, – говорит он.
– А у соседей?
– (Смеется). Пусть купят такой же...
На самом деле усилители вредны для соседей. Они нарушают и без того слабые сигналы в сельской местности. В Костанайской области 517 сел – 33 села не имеют мобильной связи, в 145 низкое качество. Об Интернете, конечно, и говорить не приходится. Дешевые комплексы по типу «Далсвязь» меняют картину интерференции и без того слабых волн. Кстати, даже в центре Костаная есть «мертвые зоны». В цокольных этажах предприниматели ставят такие усилители.
В редакцию часто звонят и пишут из сел по поводу связи. Последний сигнал из Новоалексеевки (Алтынсаринский район).
– Алло, алло? Не слышно...
В ответ бульканье, потом: «Вы нас слышите?» и вновь бульканье.
– В Новоалексеевке связь 3G, – рассказал аким Алтынсаринского района Арнур Сартов. – Есть трудности по охвату всего села. В этом году постараемся устранить. Но у нас есть села, в которых и связь очень плохая – Басбек и Темирказык. Там мало жителей – в одном 50, в другом – 100 человек.
Мы вас слышим
Нерентабельность – установка базовых станций в деревнях обходится дорого и не окупается. Это большая проблема. Государство знает о ней и, может, все изменится?Азамат Кашиев, руководитель ГУ «Управление информатизации, оказания государственных услуг и архивов акимата Костанайской области» рассказал, что четыре села нашей области попали в пилотный проект по оказанию связи через отечественный спутник «KazSat-3». Если просто – это такой аналог известного Starlink Илона Маска. Технология OneWeb.
– В октябре мы с командой были в министерстве. По итогу из десяти сел Казахстана в пилот включили четыре наших – Бидайык, Туймунак, Милисай и Карамсалды. Это Джангельдинский и Амангельдинский районы. Терминалы установлены, сигнал со спутника получен. Сейчас в «Казахтелекоме» ждут оборудование для раздачи сигнала. Если проект удастся – он, конечно, будет масштабирован...
– Если удастся – значит KazSat-3 сможет покрыть даже отдаленные села нашей области?
– Если, всегда оборачиваемся на «если». Мы регулярно проводим встречи с населением по поводу связи. Мы слышим проблемы людей. Очень много трудностей возникает – даже вот такое явление, как радиофобия, как усилители сигнала сотовой связи. В городских новых микрорайонах качество связи хуже, так как базовые станции операторам приходится убирать с крыш домов. Если один житель в подъезде выскажется против, якобы станция негативно влияет на его здоровье, станцию убирают. Хотя этот человек наверняка пользуется микроволновкой и не волнуется... Мы планируем устанавливать станции на опорах уличного освещения, но и здесь много тонкостей. В целом проблем много, но мы работаем над тем, чтобы XXI век пришел в каждый дом...
Мы с трудом уговорили Сауле и ее супруга сфотографироваться возле вышки у Константиновки. Помог аким. Нурлан Айтмагамбетов сказал: «Это ведь не просто так – может, материал в СМИ поможет нам, и у нас будет хорошая связь и Интернет». «Тогда ладно», – согласилась Сауле.
– Странно, что у вас все так плохо со связью. В селе много жителей, есть вышка, не надо ее строить. Нет оператора, который бы там установил свою базу, и это странно. Я могу написать, но поможет вам или нет – не знаю...