Весной попасть к ним сложнее, чем записаться на прием к врачу. Но никто не возмущается. Покорно ждут своего часа. Речь не о чиновниках – об автомойщиках. Журналист «КН» попробовал встать на их место.
Час пик
Весна и осень – самый пик работы для автомоек. Это я поняла, когда пыталась договориться о своем репортаже. Две крупные автомойки областного центра предложили перезвонить в... июне. Сейчас, мол, некогда. Спасибо коллеге, подсказал обратить взор на Тобыл. Владельцы согласились на эксперимент.
Выехать получилось к вечеру, в восьмом часу. Фотокорреспондент предусмотрительно надел сапоги, спецовку. Я же, как истинная блондинка, поехала как была с утра – в платье. Ну нет у меня резиновых сапог, а в прежние брюки с некоторых пор не влезаю. Да и на автомойку собралась в первый раз в жизни. Фотокор крутит у виска, я отмахиваюсь: после тяжелого пятничного дня уже все равно.
Администратор автомойки отводит меня в бокс. Здесь парень натирает тряпкой машину.
– Анвар КАСЬЯНОВ, – улыбается он, пожимая мою руку. Объясняю свой журналистский интерес. Собеседник тут же поправляет: «Не автомойщик, а оператор высокого давления. Где-то прочел, что так правильнее».
Анвар промывает коврики из салона и дает мне выбить их о стену. Стены в боксе кафельные. Их легко потом вымыть. С большим удовольствием выбиваю воду из ячеек. Затем протираем коврики насухо, и наставник кладет их в машину. Тащит большой пылесос. Я заканчиваю с багажником.
– Некоторые начинают мойку с салона авто, а я люблю с наружки и только потом внутри, – поясняет он. – Кто как привык.
Время мойки зависит от размеров машины, степени ее загрязнения и от задач, которые ставят автовладельцы. Кому за десять минут только смыть грязь сверху. Кому помыть машину целиком, включая салон и радиатор. Это от сорока минут и больше. Химчистка вообще занимает от пяти часов. Анвар говорит, что у каждой машины есть свой характер.
– Заметил, что на характер влияет цвет. Белые и серебро более покладистые, а вот черные с норовом, – рассказывает парень. – Еще не нравится, когда владельцы над душой стоят, пока ты работаешь. Встречаются такие педантичные.
В бокс заходит владелец серебристой «Лады» Трофим Васильев. Мужчина приезжает именно к Анвару.
– Этот парень хорошо моет, – оценивает мужчина. – Сам машину не чищу. Начинаешь мыть, песком больше оцарапаешь поверхность. А тут раз в месяц приехал – и спокоен.
Заглядывает еще один водитель. Ему очень нужна мойка, но записи нет. Молящий взгляд, и Анвар предлагает пригнать авто завтра к восьми утра.
Довольный водитель уезжает на чистой «Ладе», а в бокс заезжает следующая – грязный джип «Тойота». Она у Анвара на сегодня 12-я в списке.
До блеска
Первым делом из пистолета под сильным напором воды очищаем авто от налипшей и засохшей грязи. Анвар поясняет, что весной грязь особая, тяжелая. С солями после зимы. Ее нелегко вымыть. Под напором грязь ошметками отскакивает, а бокс превращается в холодную влажную баню.
Наставник дает мне пистолет, шланг которого подключен к компрессору и воде. Нужно крепко держать его обеими руками и направлять струю. Так, наверное, себя чувствуют тореадоры. Сердито бурча, устройство покоряется, но Анвар страхует меня. Напор сильный, на одном месте зависать не следует. Двигаемся быстро вдоль машины. И вода смывает золушкин наряд, превращая авто в белого лебедя. Сбивая грязь, чувствую себя волшебником из Хогвартса.
Очередь за пеной. Но прежде Анвар в желтом баллоне смешивает спецраствор и немного взбивает его. Это специальное средство для улучшения действия пены наносим на авто. Очередь за пеногенератором. Честно, я с удовольствием наблюдала, как машину, словно снегом, запорошило. Пене дали постоять минут пять, пока она ленивыми каплями, как тающее мороженое, не стала стекать на цементный пол.
Теперь смываем водой и натираем специальным средством для блеска и придания покрытию водоотталкивающих свойств. Тряпочка отличная, хорошо впитывает, без разводов. Анвар говорит, что лучше всего кожаные тряпки. И мягкие, и долго служат. У меня затекает спина. Анвар же двигается быстро, как Гордон Рамзи на своей кухне. И это к концу дня! Раз, и он ловко вскакивает на машину, чтобы помыть крышу. Высушивает сжатым воздухом радиатор, убирая лишнюю влагу, и закрывает капот. Парень доволен.
Снова в дело идет пылесос в салоне, потом его полировка. Средство по консистенции похоже на гель, пахнет приятно. Натираем внутри машины и разговариваем.
«Чаевые не беру»
Анвар в свое время недоучился в колледже, уехал в 2013-м в Россию, а через два года вернулся. Говорит, захотел долг Родине отдать, пошел в армию. Служил в Шымкенте. После планировал поступить в погранвойска, да не вышло. Вот и пошел мыть машины. И это пришлось парню по сердцу. До этой мойки мыл на другой грузовые машины.
– Тяжело, наверное, целый день на ногах, да еще в резиновых сапогах.
– Бывает тяжело, но привык. Есть минутка – обувь снимаю. Люблю машины мыть. Удовольствие получаю. В девять утра начинаю, заканчиваю по-разному. Бывает, и в десять вечера, и позже.
– Благодарят?
– Да, но чаевые не беру, – гордо заявляет парень.
– Здесь так влажно, болеете часто?
– Бывает. Но у меня организм крепкий. У многих на химию аллергия развивается, а я ничего.
– Заработанного хватает?
– Не жалуюсь.
– Поделитесь каким-нибудь лайфхаком?
– Ну, если мыть машину самому, можно без спецсредств – обычным жидким мылом и «Фэйри». И никаких губок – они царапают покрытие. А еще можно самому попробовать сделать «вонючку». В гель для стирки в капсулах «Ариэль» добавьте ванилина и протрите им салон.
...Домой уезжала около десяти вечера, а Анвар мыл тринадцатую машину... Что ж, характер и выносливость здесь играют не последнюю роль. Наверное, каждый день я бы так не смогла. А вы?