20-летний очередник-сирота вынужден ждать квартиру в Костанае на улице.
Дмитрий КУЗЬМИН сейчас 1399-й в очереди на получение жилья из государственного жилищного фонда. Подрабатывает, где придется. Весь заработок уходит на ночлег.
– Нигде я сейчас не живу. Ночевать негде. Бывает, снимаю на ночь комнату в ТУ-10 (общежитие колледжа бытсервиса. – Прим. авт.) или квартиру посуточно. Две тысячи ночь. Подрабатываю в церкви – разнорабочий. Платят немного, но люди знают мою ситуацию, дают деньги, – рассказывает парень.
Внешне молодой человек на бездомного не похож. Только небольшой синяк под глазом – побили на улице пьяные незнакомцы. Ходит налегке – в тонкой куртке и вязаной шапке, ни пакетов, ни рюкзака с вещами.
– Да у меня и нет больше одежды, – пожал плечами собеседник. – Я же все время хожу по городу, ищу работу, ночлег. Были документы об очередности, потерялись. Но в очереди стою, я проверял.
Колледж Дмитрий закончил в 2022 году, отучился там на портного. Уже больше года «странствует» по закоулкам областного центра, чем вовсе не гордится.
– Один раз пришлось ночевать на улице, летом это было. Ну а как – бывает, за день не получается заработать на ночлег. А еще питаться надо. Знаю, где можно попить горячий чай за сто тенге – туда и хожу иногда. Грузчиком работал, но по состоянию здоровья нельзя. Операцию делали еще в интернате, вторую – в прошлом году. Работать можно, но нельзя сильно напрягаться. Где сегодня ночевать, не знаю...
– А родные есть у тебя?
– 25 апреля я родился, на следующий день уже был в «Дельфине». Мама жива, но я с ней не общаюсь. Она приезжала ко мне в интернат раза два-три. Отучился на портного, да. По специальности устроиться не получается, мест нигде нет. Больше тянет к профессии повара, но, когда поступал, мест не было. Умею готовить уйгурский лагман, узбекский плов... Вообще, люблю готовить. Но поваром везде берут только проверенных. Писал в прокуратуру, что негде жить. Отправили в отдел жилотношений. Там сказали, что в общежитии мест нет... Хожу калымлю, подрабатываю, что еще остается? Хочу найти работу. Я не так уж сильно забичевал, – смущается Кузьмин.
В очередь на квартиру Диму поставили в 2016 году, в 14 лет. Сейчас, по его словам, большинство его одноклассников жилье уже получили.
В отделе жилищных отношений горакимата пояснили – в этом году планируют сдать три многоквартирных дома, 20% квартир пойдут сиротам. Дмитрию ждать еще долго. А перекантоваться в общежитии для социально уязвимых слоев населения тоже нет возможности – чтобы туда попасть, в очереди люди тоже стоят годами. А из тех, кто там уже живет, далеко не все бережно относятся к государственному имуществу.
2236 – столько человек на сегодняшний день в Костанае на учете нуждающихся в жилье из государственного жилищного фонда по категории «Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей». При распределении жилья этой категории выделяется не менее 20% от общего количества квартир.– Еженедельно к нам приходят отчеты по содержанию, законных оснований к выселению нет. Приходится ремонтировать. Недавно сделали душевую, окна поменяли. Если мы выселим, необходимо их обеспечить другим жильем. У многих дети несовершеннолетние. Поэтому правилами не предусмотрено выселение за нарушение дисциплины, – объяснил руководитель отдела жилищных отношений Радик Искалиев.
СИСТЕМА
Руслан Конакбаев – тоже сирота из Костаная, в очереди на жилье стоит на 835-й позиции. Сегодня начался судебный процесс по его иску к отделу жилищных отношений и акимату Костаная – парень считает, что его поставили в очередь слишком поздно, поэтому ожидание затянулось. У Руслана ДЦП, он инвалид первой группы, передвигается с помощью ходунков.
«В порядке исключения в 2021 году Конакбаеву предоставлено временное жилище», – прокомментировали в отделе жилищных отношений акимата.