Его голос – его инструмент. Уникальный. Знатоки утверждают: один на миллион. Айсур НОНУКОВ – мастер горлового пения, которого костанайские зрители во время недавнего Форума дирижеров вызывали на бис.
На низких частотах
Что такое икили? Двухструнный смычковый инструмент. На нем играют исключительно мужчины. Скрестив ноги, инструмент держат вертикально, опирая корпус о ступню. Звук икили негромкий, тембр воркующий, словно птица.
Вот и Айсур на сцене начал с того, что своим голосом изображал пение разных птиц и рычание зверей. Музыкально. Словно это был хор из братьев наших меньших. А затем продемонстрировал и горловое пение. Зрители в зале замерли.
Это особая техника пения с необычной артикуляцией в гортани. Она традиционна для музыки народов Сибири, Монголии, Тибета, тюркских народов. Сама сущность горлового пения в том, что солист поет одновременно два звука – основной (его называют низкочастотным жужжанием) и обертон к нему. Словно это два, а то и три баса.
Дух захватило
Айсур Нонуков пел мастерски. На сцене выглядел взрослым человеком. Зашли за кулисы, а перед нами 17-летний парень. Очень скромный, даже застенчивый. Он недавний выпускник Алтайской школы-студии для мальчиков, где обучают исполнительскому искусству в самом широком смысле слова – игре на музыкальных инструментах, тонкостям вокала, истории национальной культуры.
Молодой, современный, как у всех гаджет под рукой. Что же его привело на этот путь?
«Сначала родители меня отправляли в спортивные секции, на вольную борьбу, самбо, греко-римскую борьбу, дзюдо, – рассказал «КН» Айсур. – Всё перепробовал. Но мне не нравилось. И вот однажды по телевизору увидел, а главное, услышал музыканта, который был мастером горлового пения. Он играл на топшуре, это наш народный инструмент. Играл и пел так красиво, что дух захватывало. Вот меня и захватило!» Подросток сказал родителям, что хочет в музыкальную школу. Те поддержали, потому как в семье все поют. Да, не профессионально, но душевно.
«Когда я пою горловым пением, то словно впадаю в транс, – говорит музыкант. – Словно в нирване пребываю. Но это сейчас, спустя пять лет. А вначале было очень больно. Я постоянно кашлял. Только представьте, сдавливаешь связки, причем так сильно, что почти не дышишь...»
Айсур готов посвятить всю жизнь этому искусству. Даже в свободное время в его наушниках звучат голоса опытных мастеров горлового пения. «Это наша история, это наша культура, это наши корни!» – подвел черту Айсур.