Свои – это бомжи, которые годами живут в окрестностях костанайского железнодорожного вокзала. Зимой спят на трубах, с наступлением тепла «переехали» с матрасами и остальным нехитрым скарбом на остановку. Местные жители не в восторге от такого соседства.
Бану
В редакцию «КН» позвонила женщина, представилась Раушан:
– С месяц назад бездомные притащили на остановку матрасы. Ночуют, пьют там, антисанитария полнейшая. Обращались в iKomek, там сказали, что передали заявку полиции. Потом отчитались, что выезжали на место, составили протокол. А сейчас еду с работы – опять там сидят. Главная у них – женщина на коляске, безногая...
Когда мы приехали, она сидела перед магазином с протянутой рукой. Грелась на солнышке. Матрасы и еще какое-то тряпье валялись неподалеку, на теплотрассе.
– Как вас зовут?
– Меня не зовут, вы сами пришли, – недружелюбно ответила женщина. – А имя мое – Бану.
Она родом из Актюбинска. В Костанае живет 15 лет. На улице. В основном на вокзале и на «клубке» (район ДК «Строитель». – Прим. ред.). И там и тут – своя. Жилья нет, документов нет. А этой зимой еще лишилась и ног.
– Отморозила. Забрали меня с улицы, ноги отрезали, месяц полежала, а потом, как собаку, выбросили на те же плиты, где и подобрали. Я просила определить меня в дом инвалидов, чтобы я как-то привыкла к этому (показывает на коляску). А они: «Мест нет». И обратно меня на мороз.
В теплое время года Бану и на улице хорошо. От помощи она отказалась, просила нас больше не беспокоить.
Мест нет!
Тем не менее история задела за живое. Пусть и по своей вине, но женщина стала инвалидом. Как можно было просто выбросить лишившегося ног человека на улицу?
– В таком случае ее должны были направить в Центр ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, но там чаще всего мест не бывает. Других вариантов нет, – сообщили в отделе занятости и социальных программ акимата Костаная.
В центр поступают по направлению. По словам руководителя учреждения Жениса Киылманова, больница должна была написать ходатайство:
– Скорее всего, мест не было, их и сейчас нет. Есть только в отделении ночного пребывания. Там можно переночевать, но не жить постоянно.
В Центре ресоциализации всего 42 койко-места, и они всегда заняты. Для Костаная это ничтожно мало. Женис Киылманов не раз обращался к властям с предложением о расширении центра, и в 2008 году дело даже сдвинулось с мертвой точки – разработали проект на дополнительные 50 койко-мест. Однако 160 миллионов тенге в бюджете не нашли. С тех пор проект устарел, и цены уже совсем другие.
– Нам бы до ста мест увеличить фонд, мы бы закрыли потребность города, – говорит руководитель Центра ресоциализации.
Другого пристанища человеку без документов в Костанае просто не найти. Армия бездомных пополняется.
Железнодорожный тупик
Для жителей привокзальных домов новости тоже неутешительные. Им хотелось бы жить в чистоте, не бояться за детей и за имущество, но увы...
В пресс-службе департамента полиции Костанайской области сообщили, что близится традиционное оперативно-профилактическое мероприятие по выявлению бездомных. Обычно обход бродяг заканчивается раскрытием уголовных дел прошлых лет и найденными без вести пропавшими, которые не хотят, чтобы их нашли. С остановки бомжей, скорее всего, выгонят, но девать их все равно некуда, а дежурить круглосуточно возле павильона патруль точно не будет...