В последние годы в регионе делают все возможное, чтобы решить кадровый голод в системе здравоохранения. Однако проблема по-прежнему стоит остро.
Прошлой осенью коллектив областной больницы пополнился молодыми специалистами. За каждым закреплен наставник.
Требуются...
Объявление о вакансиях в Костанайской райбольнице, мягко говоря, удивило. Медучреждению нужны девять врачей – кардиолог, маммолог, онколог, два терапевта, хирург, травматолог, два врача общей практики в село. Дефицит медработников среднего звена в райбольнице еще выше – 21. Речь о лаборантах клинико-диагностических лабораторий, медсестрах, фельдшерах. Нужны как в райцентре, так и в селах. Вызывает тревогу и тот факт, что в больнице из основного персонала молодых специалистов лишь треть. 16% – врачи пенсионного возраста. Подобная ситуация в большинстве медорганизаций области.
Помню, двадцать лет назад области нужны были более пятисот врачей. Несмотря на реформы и оптимизацию коек (вместе с ними автоматически сокращается и количество специалистов), сегодня региону не хватает 314 докторов. Несильно сократилась цифра за два десятилетия.
В областном управлении здравоохранения отмечают острый дефицит по некоторым специальностям – акушерство и гинекология, анестезиология и реаниматология, онкология, кардиология, невропатология, неонатология, фтизиатрия, инфекционные болезни. Немаленький список. Непростая ситуация в целом по стране. За последние пять лет дефицит медкадров увеличился вдвое и достиг цифры в 23 тысячи, озвучили в Счетном комитете в прошлом году. 30% врачей в Казахстане старше 55 лет.
Пополнение
Стоит отметить, что в последнее время решение кадрового вопроса в нашем регионе продвинулось. В 2020 году плюс 170 специалистов (из них 145 выпускников), в 2021-м – 108 (100 после вуза, в 2022-м – 126 (61 выпускник и 65 врачей из других областей). В этом году прибыло 25 иногородних специалистов. Выпускников ждут в июле. Все это стало возможным благодаря соцподдержке и подъемным от областного акимата – 3,5 млн тенге в городах, 5 млн тенге в селе. Есть условие – семилетняя отработка. В местных акиматах стараются решить и вопрос с жильем.
– Районный акимат делает все возможное, – говорит главный врач Костанайской райбольницы Владимир Шатерников. – По госпрограмме «С дипломом в село» врачи и средний медперсонал могут получить бюджетный кредит в размере 1500 МРП (более 5 млн тенге) и подъемное пособие 100 МРП (340 тысяч тенге). Также на балансе у нас есть ведомственные квартиры в селе Заречное. Плюс хорошие подъемные выделяет областной акимат. В прошлом году к нам приехали десять врачей. В первом квартале ждем двух молодых специалистов – терапевта из Акмолинской области и врача общей практики из Актюбинской.
– Как вы думаете, почему сложился такой дефицит кадров?
– Здесь два основных момента. Первый – медвузы выпускают недостаточное для страны количество врачей, чтобы закрыть потребность в них. Второй – узкий специалист долго учится, в общем итоге девять лет. Семь лет, чтобы стать врачом общей практики, затем два года резидентуры для специализации. По большому счету райбольнице не нужен врач такого формата. Тот же кардиолог в селе должен снять ЭКГ, выявить патологию и отправить к доктору в областную больницу, где пациент получит более глубокое обследование. Кроме того, скажите, какой кардиолог пойдет к нам работать на полставки?
– И что делать?
– Вот если бы сельской медицине вернули прежнюю систему первичной специализации. Тогда врач проходил бы переподготовку в течение полугода, и больница получала необходимого специалиста. Мы могли бы снять нагрузку с врачей областной больницы, сократили длительность очередей, улучшили доступность медпомощи.
Система подготовки
В советской модели здравоохранения Николая Семашко врачей готовили всего семь лет – пять лет специалитета и два года интернатуры. Сегодня подругому. Почему? Примкнули к европейским стандартам. В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал членом Европейской зоны высшего образования. Так медвузы перешли на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр – магистр – доктор PhD. Тогда этому шагу рукоплескали чиновники, но вздыхали некоторые специалисты, в том числе потому, что единые стандарты спровоцируют отток кадров – дают возможность работать за рубежом.
В 2019 году были внедрены новые стандарты подготовки медкадров, а институт переподготовки полностью ликвидировали. Между тем когда-то западные страны за основу своих моделей систем здравоохранения брали советскую.
Вот если бы сельской медицине вернули прежнюю систему первичной специализации. Тогда врач проходил бы переподготовку в течение полугода, и больница получала необходимого специалиста.Среднее звено...
В последние годы в медучреждениях чувствуется и дефицит среднего медперсонала. По словам и.о. директора Костанайского медколледжа Эльмиры Низтаевой, государство с каждым годом выделяет больше образовательных грантов. В этом году дипломы, в том числе медсестер, фельдшеров, стоматологов, получит рекордное количество специалистов – 520. Это в 2,5 раза больше, чем ранее.
Однако, говорят в колледже, не все идут работать по специальности. Кто остается в профессии, старается зацепиться в городе: в село ехать желанием не горит. Вот и возникает дефицит. В колледже стараются разрубить этот гордиев узел. К примеру, активно проводят профориентацию в сельских школах.
Есть еще одна беда – миграция. По данным Комитета по статистике, за последние пять лет из страны выехало порядка пяти тысяч человек с медицинским образованием. Есть такая тенденция среди выпускников медколледжей Костанайской области. Готовые специалисты по разным причинам переезжают в Россию.
Что делать?
Прежде всего – увеличить зарплату. Такую задачу поставил глава государства перед правительством. А еще нужно поднять статус медработника за счет системы мер социальной поддержки и гарантий (прежде всего, для молодых специалистов-выпускников). Например, покупать или снимать им жилье, выдавать хорошие подъемные. Работающим создавать условия для профессионального роста и развития.
В этом году обещают увеличить количество грантов резидентуры за счет республиканского бюджета с полутора тысяч до двух с половиной тысяч. Значит, больше врачей получат специализацию. Ведь многие из-за ограниченного количества грантов не могли учиться бесплатно. Год резидентуры по официальным данным стоит порядка 1,5 млн тенге. Некоторые медучреждения за свой счет готовили себе нужного специалиста. Чтобы помочь регионам, министр здравоохранения Ажар Гиният предложила в рамках нацпроекта «Здоровая нация» в последующие три года запланировать местными исполнительными органами гранты резидентуры по остродефицитным специальностям. К 2025 году их число должно составить 1800.
Насытят ли эти шаги больницы кадрами – неизвестно. В Европе у врачей есть и престиж, и высокая зарплата, и профессиональный рост. Однако и там докторов не хватает. По оценкам ВОЗ, в ближайшем будущем мир будет нуждаться в 13 миллионах медиков.
Пока же дефицит кадров в казахстанских больницах и поликлиниках решают в том числе врачами-совместителями. Правда, это создает высокую нагрузку для них самих, плохо отражается на качестве работы и провоцирует, по статистике, увеличение жалоб от пациентов.