Такая ситуация сложилась на рынке ГСМ.
Дождались
То, что стоимость бензина и дизтоплива обязательно увеличится, мы, казахстанцы, понимали. Но надеялись, что это произойдет как можно позже. И вот день настал: с 12 апреля в РК изменены предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов. Теперь бензин АИ-92 и АИ-93 может стоить 205 тенге за литр, а дизтопливо – до 295 тенге.
На пределе мощностей
Когда на заседании правительства стало известно о решении поднять цены на ГСМ, премьер-министр Алихан Смаилов пояснил, что этот фактор окажет определенное влияние на инфляционные процессы в стране. А главное, что если не увеличить эти цены, то в ближайшее время Казахстан столкнется с нехваткой топлива. Хотя в стране принимают меры для увеличения производства ГСМ. Но, несмотря на то, что отечественные нефтеперерабатывающие заводы работают на пределе своих мощностей, риск нехватки топлива не снижается.
Связано это, считают в правительстве, с увеличением объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным транспортом и в виде «серого» экспорта (см. инфографику). Причем вывозят нефтепродукты из Казахстана именно из-за низких цен. В соседних странах они гораздо выше, чем в РК. Требуется обязательное сокращение диспаритета (неравенства) цен с соседними странами. В противном случае в этом году можно ожидать дефицита дизтоплива примерно в объеме 850 тысяч тонн. Так что, уверены в кабмине, наше дешевое топливо работает не на национальные интересы, а на экономику других государств.
Иными словами, чтобы обеспечить потребности внутреннего рынка ГСМ (то есть сделать лучше), нужен рост розничных цен на топливо (для населения это, разумеется, хуже).
Выгодный перекуп
В принципе, такие рассуждения мы слышали уже много раз. Особенно когда вновь повышают цены на ГСМ. И в таких случаях невольно возникает вопрос – так когда же у нас будет достаточно отечественного топлива? Кстати, по этому поводу интересные цифры недавно привели в Минэнерго РК. Дело в том, что начиная с 2019 года Казахстан стал ежегодно производить больше бензина, чем потреблял. Модернизация трех крупных НПЗ завершилась в 2017-2018 годах и позволила увеличить производство бензина с 3 млн тонн в 2017 году до 4,6 млн в 2019-м. Но по нынешнему прогнозу потребление бензина в Казахстане в 2023 году впервые с 2018 года превысит собственное производство и составит 5 млн тонн.
Что касается дизтоплива, то его потребление в 2023 году прогнозируется на уровне 5,8 млн тонн по сравнению с производством в 5,1 млн тонн. Традиционно Казахстан импортирует недостающие объемы ГСМ из России. Но когда же мы сами произведем это топливо самостоятельно? В Минэнерго честно говорят: в ближайшие шесть лет не получится. А потом, надеются, мощности Шымкентского НПЗ возрастут с 6 до 9-12 млн тонн дизтоплива.
Несмотря на такую ситуацию, идет перепродажа казахстанского дизтоплива за границу. Это крайне выгодно из-за большой разницы в ценах. Маржа составляет от 50 до 120% и более. По оценкам Минэнерго РК, суммарно перекупщики получают таким образом до 140 млн долларов в год. Между прочим, существует не только незаконный вывоз, но и вполне официальный экспорт дизтоплива. Согласно статданным, Казахстан в 2022 году легально экспортировал 119,1 тысячи тонн на 76,5 млн долларов.
Нужный контроль
По мнению аналитиков, повышение цен на ГСМ трудно назвать панацеей для оздоровления казахстанского внутреннего рынка. Хотя легко можно понять такой шаг со стороны правительства. Поскольку цены на ГСМ в нашей стране действительно намного меньше, чем у соседей. Но если говорить о контрабанде нефтепродуктов, то тут, заметил один финансовый консультант, бесполезно повышать цены, если не будет установлен настоящий контроль на границе.
Да, в Евразийском экономическом союзе нет таможни. Но можно поставить пункты таможенного мониторинга. Скажем так: не запрещать вывоз, а проверять. Ведь сейчас и в самом деле топливо из Казахстана вывозят беспрепятственно. Хотя эти нефтепродукты предназначены именно для граждан нашей страны. И кабинет министров должен активнее защищать интересы казахстанцев, внося свои коррективы.
С этим согласны и те, кто делает упор на наведение порядка на железной дороге и в таможне. То есть, чтобы топливо составами не вывозили. Можно использовать различные современные средства – дроны, спутниковые снимки, камеры видеонаблюдения.
Звучат мнения, что рост цен на ГСМ не окажет существенного влияния на контрабанду нефтепродуктов. Она станет менее прибыльной, но все же – прибыльной...
Правительство должно решить крайне сложную проблему. И не с наскока, а вдумчиво, с учетом всех возможных обстоятельств. Поскольку рост цен на энергоносители всегда влечет за собой рост цен на продукты, товары и услуги. А это относится уже к продовольственной безопасности страны.