Пожароопасный период в регионе стартовал 5 апреля. К его началу в лесхозах области обновили технику, увеличили штат сотрудников. Есть надежда, что борьба с огнем станет более плодотворной.
Как пример – Михайловский лесхоз (Карабалыкский район). В этом году здесь случились большие перемены. Впервые за добрый десяток лет.
+8 единиц
Александр Божченко, инженер по лесовосстановлению Михайловского лесхоза, перечисляет: четыре трактора, один ГАЗ-3307, тракторный прицеп, плуг, погрузчик. Никто не припомнил, когда в последний раз здесь в один год получали так много техники.– Один трактор будет занят в питомнике, остальные в лесничествах. Пожарный автомобиль, понятно, для всей территории лесхоза, – отмечает инженер. – В последние годы изношенность технического парка была почти 100%. У нас до сих пор «ходит» трактор 1976 года, пожарная машина 1983 года выпуска. Просто представьте, как мы рады новым единицам.
Красно-белый ГАЗ-3307 в ликвидации пожаров пока не участвовал. Лесники отмечают, что машина очень хорошая.
– Хорошая проходимость, мощный двигатель. Воду закачивает быстро. У нас на нее большие планы. Будет выезжать на пожары и в близлежащие деревни. Но! Лишь тогда, когда не будет нужна в лесу, – рассказал инженер по охране и защите леса Сергей Задорожный.
Проблем с рабочими руками тоже не будет. Впервые за 20 последних лет штатная численность лесной охраны доведена до норматива – это 40 человек (для сравнения: в прошлом году работали 26 человек). Объясняется это просто: зарплату подняли почти вполовину.
Без глаз
А это уже про неприятное. В этом году лесхоз остался без системы видеомониторинга лесных пожаров. Михайловский лесхоз был первым, где ее установили летом прошлого года. Глаза камер здорово выручали. Радиус покрытия одной камеры составлял 20 км. Но, увы, через полгода госфинансирование проекта прекратилось.– Программа давала нам большую помощь, эффективность от нее была. Работа велась параллельно, вместе с техникой очаги возгорания высматривали и наши ребята. Благодаря камерам, направление пожара мы могли определить сразу, – говорит Божченко.
Впрочем, видеомониторинг не спас от большого пожара. Он случился минувшей осенью. Здешние леса начали гореть на сутки раньше, чем в Аулиеколе – 2 сентября.
– И люди, и система увидели возгорание быстро, практически в одно время. Но сильная жара и порывистый ветер сделали свое дело. То есть обнаружить-то мы обнаружили, но пока приехали и начали тушение, огонь уже было не остановить. В итоге сгорело больше двух тысяч гектаров леса. Тушение заняло четыре дня.
Новая жизнь
В лесхозах она начинается каждую весну. Прошлый год, отмеченный большими потерями, остался в прошлом. А буквально на днях лесники с новыми силами взялись за посадку сеянцев березы. Молодому лесу быть!Новые посадочные агрегаты, купленные пару лет назад, так и стоят нетронутыми. Они непригодны в наших лесах.
Андрей Балаба, главный лесничий Кыдыралинского лесничества, полон энтузиазма. Впервые за много лет агрегат – посадочную машину – ведет новенький трактор. И это истинный повод для радости, говорят преданные своему делу люди.
– Мы с помощью этого трактора подготовили под сеянцы 17 гектаров земли, плугом сделали борозды. Агрегат хоть и остался старенький, но работа уже пошла веселее, – говорит лесничий. – Новая техника есть новая. Не ломается, не задерживает рабочий процесс.
Вместе с лесничим на участке работает бригада из десяти человек. Это мастера леса, лесники, лесокультурники. Задача одна на всех – в отведенные сроки успеть выполнить план. Расчет таков: четыре тысячи сеянцев на один гектар. Как приживутся? Это во многом зависит от погоды. Последние три года стояла засуха. Но сейчас, в начале весны, влаги в почве хватает. Надолго ли? Спрогнозировать невозможно.