Корреспонденты «КН» выяснили, в каком состоянии область входит в очередной пожароопасный сезон.
На ДОБРОВОЛЬНОЙ основе
В Костанайской области для защиты сельчан от огня сформированы десятки добровольных противопожарных формирований и пожарных постов. Люди здесь – волонтеры без спецподготовки. Награда – спасибо. Ответственность – по совести.
Жизнь
Село Лиманное Костанайского района. От областного центра минут двадцать на машине по неплохой дороге. Здесь в середине апреля чета пенсионеров наводила порядок во дворе. Сухостой решили спалить, да не уследили. Огонь ушел под забор и через заброшенный соседний участок вернулся, сожрав сеновал.Старики не отпираются: виноваты. Пожарные из части города Тобыл разгребают угли, следя, чтобы придавленный водой огонь не расползался дальше. Почему не залили полностью? Нет воды. Закончилась. За ней поехали в соседнее Октябрьское, но в местном котловане тоже набрать не смогли – вынуждены были оправиться в город.
Пожарные сухо и почти без эмоций рассказывают, что ехать с полным баком воды (три куба) могут около 60 км/ч, запаса этой воды при сильном напоре хватает на 30-40 секунд, заправка нередко занимает до 30-40 минут. Ведь в селах мало где есть гидранты, еще меньше таких мест, где хороший напор. А в государственной пожарной части Костанайского района три машины. Одна новая – 2017 года, две другие отметили свое 40-летие.
Майор гражданской обороны, начальник отдела по чрезвычайным ситуациям Костанайского района Айдос Ахметов рассказал, что в этом году им пообещали выделить еще одну единицу транспорта. Но сегодня для нее нет гаража. Им бы хоть навес построить, чтобы получить обновление парка.
Таких выездов, как в Лиманное, весной немало. Села, где через дом пустырь и сухостой, горят как спички. Сегодня пожарные активно выдают предписания на уборку сухостоя на территории населенных пунктов, предприятий, садовых обществ.
Закон
По закону государственные пожарные части работают в райцентрах и городах. Они в первую очередь должны спасать от огня население. В сельской местности помогать с тушением пожаров должны пожарные посты.Организовывать их работу обязаны местные акимы при поддержке местных же предпринимателей (крестьян). В Костанайском районе до некоторых пор было шесть таких постов. Но в селе Московское ТОО ликвидировали. Теперь постов пять. Пожарные машины не моложе тех, что на вооружении в районной пожарной части, есть только на трех постах. Остальная техника приспособленная.
В рамках осенней проверки готовности часто в отношении этих машин делают пометку «неудовлетворительное состояние». Сами пожарные машут руками, что «неуд» – не значит, не ездит. Добровольцы и рукастые ремонтники местных предприятий приводят машины в чувство и тушат на них пожары. Но ремонт им нужен капитальный, а лучше – на списание. Ведь технику районным постам передают (читай, списывают) из государственных пожарных частей.
– ТОО сами должны обеспечивать содержание техники, – говорит Айдос Ахметов. – Но не все заинтересованы. Год-два они работают, а потом ломаются. Акиматы же выделять деньги на покупку пожарных машин и передачи их пожарным постам не могут. Вот мы и принимаем решение работать на приспособленной технике: трактор с бочкой, чтобы хоть как-то быть готовыми к пожарам.
В акимате Костанайского района рассказали, что в 2022 году купили 15 ранцевых огнетушителей и передали пожарной части. Государственной. Частникам имущество отдать не могут.
Вот акимы и просят помощи у предпринимателей, заключают меморандумы. Но по факту это стороны ни к чему не обязывает. Даже если члены пожарного поста или добровольного пожарного формирования не поедут на вызов, никакого наказания им не грозит. Потому что работают бесплатно.
Каждую весну в государственных частях проводят обучение, но едут не все. Приходится и заставлять учиться бороться с огнем. Пожарные в разных частях Костанайской области говорят, что людей нужно стимулировать деньгами. Хотя бы минимальную зарплату платить, тогда и спрашивать можно.
Пять взрывов Босколя
Это село горело два дня кряду – 15 и 16 апреля. Первый пожар сельчане отбили быстро, горел частный двор. Второй стал причиной взрыва пяти газовых баллонов...
Чудо
Это о том, что никто из сельчан не пострадал. Помимо сельских территорий, горели хозпостройки, гаражи и жилая двухэтажка. Огонь с ее крыши сбил местный ассенизатор. Евгения Савченко в этом карабалыкском селе считают почти героем. Именно благодаря ему, говорят сельчане, Босколь до сих пор не сгорел дотла. На этом ассенизаторе держится вся пожарная безопасность села.Пост, которого нет
Единственная в селе пожарная машина в тушении огня не участвовала, это невозможно. По словам местного жителя Сергея Аникиенко, в прошлом году автомобилю ГАЗ-66 исполнилось полвека. Несколько последних лет «ласточка» не на ходу. Однако продолжает стоять на балансе местного ХПП, создавая иллюзию безопасности.
«Двигатель давно сломан и бочка дырявая. В нее даже воды не набрать», – говорят сельчане. Они же напоминают: открытие этого пожарного поста было торжественным, с участием районной администрации. В 2020 году красно-белую старушку подмазали и подкрасили. Эту же самую. Ей тогда было 48 лет.
Сейчас ситуация в Босколе такова: машина де-юре в деревне есть. Де-факто ее нет, это просто груда металла. Более того, нет у нее и водителя. Со дня открытия поста машина так ни разу и не покинула свой гараж, хотя возгорания случались.
– Ближайшая машина, которая приходит нам на подмогу от ЧС, едет из Карабалыка. Между нами более 80 км расстояния. Мы ждем помощи по полтора-два часа. О какой оперативности может идти речь? – вопрошает сельчанин Куандык Токаев. – Если бы не наш Женька Савченко, даже не знаем, что было бы.
Спасли россияне
В этот раз тушили и карабалыкчане, и Савченко, и даже михайловские лесники – лесхоз находится неподалеку. Неизвестно, до чего бы дотушили, если бы не сотрудники железной дороги. Босколь – село приграничное. Когда у железной дороги начала гореть полоса отвода, подключились россияне.– Спасли. Протянули два километра пожарных рукавов, пустили в ход спецвагоны с водой. В каждом по 73 куба воды, – говорит Куандык Токаев. – Из Карабалыка же приехала машина с тремя кубами воды – этот объем бы нас не спас. Можно сказать, это удача для сельчан, что загорелась приграничная зона...
Когда в хозпостройках взрывались баллоны, одна из крышек улетела за триста метров, к пограничной заставе. Пограничники тушили пламя вручную, как и селяне. Пламя было таким сильным, что сгорел даже колодец.
– Мы, боскольцы, в такие моменты очень быстро реагируем. Выводим людей, отпускаем собак с привязи. Кто ведра хватает, кто лопаты. Знаем, что должны спасать себя сами. В этот раз нас больше 50 человек собралось. Хорошо, что возгорание днем случилось, – отмечает Токаев.
По предварительной оценке, 16 апреля в Босколе сгорела площадь в пять гектаров.
Что виной?
Человеческая безалаберность. В деревне очень много сухой травы. До безобразия много. Много и брошенных домов, заросших бурьяном. Именно нескошенная трава и стала причиной возгорания. Плюс человеческий фактор – видимо, кто-то бросил в сухостой окурок. И вот они, последствия.Акима округа – человека, отвечающего за покос травы в селе, – на пожаре не было. Позже мы узнали, что буквально за пару недель до ЧП Сапаргалей Тюлюбаев получил «неуд» по части пожарной безопасности села.
– Сотрудники ДЧС области приезжали весной. Проверяли готовность населенных пунктов к пожароопасному периоду. Мы в курсе ситуации в этом селе. До 15 мая акимат должен устранить нарушение. То есть машину починить, поставить в селе боевой расчет – таково поручение акима области, – прокомментировал начальник управления государственного противопожарного контроля ДЧС Костанайской области Асланбек Темиров.
А главный инженер по ЧС Карабалыкского района Диас Есмагамбетов ответил так:
– Такая ситуация возникла из-за того, что предприятие, на балансе которого находится ГАЗ-66, сейчас закрывается. Машина не на ходу, да? Когда открывали этот пост, исходили из того, что имеется. Это отдаленное село ведь...
Марина Кострова