Мы приехали в центр Каракогинского сельского округа Мендыкаринского района. 60 км от райцентра Боровское. В 1999 году здесь было 1360 жителей. Десять лет спустя осталась тысяча. Сегодня еще меньше.
Эх, дорога...
Она – главная причина сокращения численности, считают сами узынагашцы. Путь был похож на корриду, разве что сражались не с быком, а со вздыбленной дорогой. Пришлось наматывать километры по полевой. На въезде в село нас нагнала машина. Водитель притормозил и попросил написать про дорогу. Сам Канат Токушев – самозанятый, живет за счет скота. Не уезжает, потому что любит свою землю. Наш собеседник торопится. В акимате сельского округа сход. Мы – за ним.«Акимствовать желающих нет»
Когда-то местная власть сидела в отдельной конторе. Теперь аким сельского округа Тлеугабыл Дюсенов соседствует с учениками Каратальской школы. Часть рекреации приспособили для зала заседаний, организовали кабинеты для сотрудников.Мужики ждут на улице, общаются. Пенсионер Еркин Байгабулов сетует:
– Раньше мы занимались земледелием, было до десяти тысяч голов. Работал колбасный цех, пекарня, столовая, баня, больница на 50 коек, Дом культуры... Все развалилось. Детей мало. Молодежь уезжает. Мои дети тоже в городе живут.
– А какая дорога! Видели? – вклинивается в разговор сосед. – Пару раз в город съездишь, и уже ходовку менять надо. В советское время дорога была, в 2000-е стали ходить «китайцы» (тяжелые большегрузы. – Прим. ред.) – дорогу убили.
– Что за сход у вас? – интересуюсь.
– Скотника нет. Пасти некому. Вот будем решать этот вопрос. Да и с землей проблема. Мало пастбищ. Земли, которые совсем не используются, в частных руках...
Аким Каракогинского сельского округа Тлеугабыл Дюсенов с прошлого года пенсионер.
– Я здесь родился в большой семье, – рассказывает Тлеугабыл Марденович. – Родители остались, дети разъехались. Все хотят, чтобы я никуда не уезжал. Акимствовать желающих нет. А мне не привыкать. Вот всякий раз, когда назревает проблема, собираемся и решаем вместе. Самое наболевшее у нас – дорога. 32 км считаются отремонтированными, осталось еще 28. Деньги выделены. В этом году километров десять сделают.
НИТОЧКА ОТ РОДА
Свое имя село получило по названию рода, жившего на этих землях веками. Как и села, вошедшие в Каракогинский округ: Байгожа, Жапалак, Жаркайын, Каражар, Кульчукай, Туленгут. Когда в советское время организовали совхоз Каратальский (тоже имя рода), всех объединили. Центром стал Узынагаш. В 90-е совхоз развалился, а школа осталась Каратальской. Каратальцами для многих остались и жители села. До российского казачьего поселка им. Томина – 4 км. Оттуда родом родители Дюсенова. И долгое время можно было без проблем перейти границу. В гости к родне. Тропка нынче заросла...
Школьное братство
Каратальская средняя школа им. Оразалы Козыбаева рассчитана на 400 детей. А учится сегодня 56 плюс 22 в мини-центре. Директор Аманбулат Садуов рассказывает, что в советское время в селе было пять тысяч человек населения, 800 из них – дети. Нынче держатся изо всех сил, чтобы их не перевели в малокомплектную школу.Все-таки единственная школа на казахском языке. И какая! Ребята – лидеры в районе в казакша курес. Достойно представляют свой край на соревнованиях по шахматам, настольному теннису, мини-футболу, волейболу.
Еркебулан Жусупов – преподаватель НВП и физкультуры, тренер по дзюдо и казакша курес, сам выпускник Каратальской школы. Первое образование зооветеринара не пригодилось. К тому времени, как он получил диплом, село развалилось. Второе – педагогическое – заочное. Его супруга тоже учитель. И мама здесь преподавала в начальных классах. Учителем был в соседнем селе и дед.
– У нас всегда была сильная борцовская школа, – рассказывает педагог. – Благодаря тренеру Утебеку Бекбусунову. Он стольким ребятам дал дорогу в жизнь, выковал характер! А еще подарил школе мат, на котором занимаются дети. Жаль, что школьников мало. Надеемся, когда достроят новую погранзаставу, к нам приедут семьи.
Сплоченность в селе необыкновенная. Словно все, кто вышел из стен школы, автоматически становятся частью особого братства. Выпускники без подарка не приезжают. Максут Ережепов, Кайрат Омаров – частые гости. Подарили детям спортивные куртки, на которых красуется надпись «Каратал, которого нет».
Школе обещают в 2024-м капремонт. Его не было с 2006-го. Хотя внешне даже не скажешь. Старается педколлектив, чтобы в школе было тепло, красиво и уютно.
Средний возраст педагогов в местной школе – 39 лет. Учитель биологии Динара Бекмагамбет начала здесь работать два года назад. Думала опыта набраться, а теперь уезжать не собирается. Она тоже выпускница Каратальской школы. Живет с родителями, от подъемных отказалась. Отец работает в школе завучем по воспитательной работе и учителем трудового обучения, дедушка был учителем физкультуры, брат пошел по его стопам.
– Село наше красивое, особенно весной и летом, – улыбается девушка. – В это время все родственники приезжают к нам. Устраиваем пикники. Не променяю на город!
Во дворе всегда лежат дрова
В школе лет десять назад открыли музей. В небольшом кабинете хранится старинная утварь и даже кирпич первого здания школы (1950 года, в 1972-м переехали в новые стены).Почетное место в музее – Оразалы Козыбаеву. Он родом из этих мест, работал в Каратальской школе. В 1970-х был вторым секретарем Кустанайского обкома КПК. Здесь хранят его фото, часы, переданные родственниками. Была еще печатная машинка. Ее забрали в Алматы ненадолго и... не вернули.
Педагог Айралым Тулепова проводит экскурсию. Вот старинный таз, вот камень для шинкования лезвия косы. Под стеклом старинные монеты и купюры дореволюционного и советского прошлого. На стенах фамилии тех, кто защищал Родину во время Великой Отечественной войны, служил в Афганистане. Памятник ветеранам рядом со школой. Его как раз приводят в порядок.
Есть в селе и намазхана. Дом, в котором дожил до 99 лет мулла. Здание сын муллы подарил жителям. Здесь собираются по особым праздникам, для поминок до 250-300 человек. В доме хранятся самовары, казаны, столы. Во дворе всегда лежат дрова...
Парку быть!
За огороженным забором замечаем хрупкие саженцы вишни, яблонь, берез, сосен. Их, оказывается, здесь семь тысяч!!! Высадили их работники ТОО «Агроком-Ленд». Теперь поливают. Лет через десять здесь будет парк. В планах ТОО еще посадить дубы, дорогу заасфальтировать и поставить беседки.– Что в будущем – неизвестно, а память о нас будет жить, – рассуждает управляющий Азамат Дихаев. – Мы полеводы. Выращиваем пшеницу, и не только. В основном берем на работу местных, но бригада состоит и из приезжих. Для них построили общежитие: девять комнат плюс две для повара. Руководство создает комфортные условия людям, чтобы нам комфортно работалось с коллективом. И к нам, кстати, идет молодежь!
За плечами Азамата учеба в Турции, девять лет работы в нефтяной сфере, командировки в Украину, Африку, Индию, Малайзию. Иностранные сотрудники, кем считался парень, могли уехать на месяц, а застрять на несколько. Когда пришло время жениться, Азамат сменил сферу нефтяную на сельскохозяйственную. Семь лет в ТОО. Душа его, признается, здесь отдыхает.
Вопрос будущего
Местный житель Кайрат Садвакасов в тяжелых раздумьях. Говорит, есть у него высшее образование, но не пригодилось. Живет тем, что держит 150 лошадей. Его красавец Серко смотрит на нас настороженно.– Люблю лошадей, с детства привязан к этим умным животным, – признается мужчина. – Конечно, уход за ними требует большого труда, но силы пока есть. Вот пастбищ не хватает, да и дорога у нас, видели, какая. И для молодежи толком ничего нет. У меня два сына. Вот думаем о будущем. Может, придется и в город перебираться...
Каждый сельчанин, у которого есть дети, сегодня в таких раздумьях. И от решения каждого зависит будущее села. А вот решение зависит от качества жизни в селе. Только на душевных порывах здесь долго не продержишься...
«Позвонят – и я поеду»
Кто в Узынагаше лучше всех готовит? Нам назвали повара местного ТОО Айгуль Тишпаеву. Она как Белоснежка при гномах: и постирает, и заштопает, и порядок наведет, и баню затопит. А как готовит – не оторвешься!Женщина родом из Борков. Говорит, после школы выскочила замуж, но четверых детей поднимала одна. Младшему 15 лет, он хочет стать поваром, как мама. Правда, Айгуль диплом получила недавно. Ей было за пятьдесят, когда она пошла учиться, чтобы работать в ТОО. Гордится, что на экзамены ее сам директор возил!
В 90-х она собрала строительную бригаду и поехала на заработки в Астану. Чтобы выжить. Теперь, говорит, работает для души (не в первый раз мы здесь это слышим. – Прим. авт.). Хотя ведь приходится по восемнадцать часов стоять на ногах (готовит на 30 человек, в том году было 60). Завтрак, обед, полдник, ужин. А к ночи еще заготовь еду для тех, кто в поле. Балует ребят выпечкой – баурсаки, пироги, булочки. Обожают работники ее бешбармак и котлеты. В них она, к слову, кладет все, что остается, – и гречку, и капусту. И необычно, и вкусно!
– Живу с дочкой и зятем в Боровском. Жду не дождусь, когда мне позвонят и я поеду к ребятам до осени, – рассказывает Айгуль. – Зять говорит, что у меня сразу глаза горят. Мы уже одна семья.
А сердце у Айгуль точно доброе. Недавно она подобрала новорожденных зайчат, выходила их. Малышня уже прыгает по комнате.
Местный рецепт
СМЕТАННИК ОТ АЙГУЛЬ
200 г печенья измельчаем и добавляем 100 г растопленного сливочного масла. Из массы лепим в форме основу с бортиками. Ставим на некоторое время в холодильник. В 600 г сметаны (15%) добавить 3 яйца, сахар по вкусу, ванилин. Перемешать и вылить в основу. Выпекать до готовности при 175 градусах.