В июне лучший военно-патриотический клуб области «Разведчик» отправится на республиканский сбор «Айбын-2023».
Батя
Утро, стадион «Затоболец» (г. Тобыл). Юноши и девушки в военной форме разучивают строевой шаг, надевают на скорость и укладывают обратно ОЗК (общевойсковой защитный костюм). Два парня на скорость разбирают, а затем собирают автоматы. За ребятами наблюдает создатель клуба Канат Жумагулов. Ребята называют его батей.Фиолент
Клубу семь лет, хорошая база – охолощенные настоящие автоматы, пистолет Макарова, униформа и т.д. В этом помогает Костанайский сельскохозяйственный колледж, где и располагается клуб. Сейчас в нем 20 человек – в том числе будущие сварщики, повара, технологи молочного производства, ветеринары. «20 оптимально, если больше, уже будет бардак», – улыбается Канат. На груди у него проглядывается тельняшка. Он служил в Крыму, в силах воздушной обороны, в разведгруппе – 1989-1991 годы. Последний дембель СССР. С ностальгией вспоминает:– Мыс Фиолент, скалы, 90-метровый обрыв. Сидели там, свесив ноги, над Черным морем. Прекрасная земля: каштаны, яблоки, груши, инжир, два моря... Ну ничего, мир наступит, еще лучше станет...
15 секунд
Кирилл Ян в это время то собирает, то разбирает автомат. Только раздаются металлические щелчки. Разбирает примерно за пять секунд. Хотя мне только на то, чтобы открутить ДТК (дульный тормоз-компенсатор), потребовалось бы, наверное, полминуты. Согласно нормативам неполная разборка-сборка автомата Калашникова на оценку «отлично» должна занимать порядка 40 секунд: разобрать за 15 секунд, а собрать за 25.Рядом Зарина Еркебай надевает ОЗК – пока она только начинает, ее результат 1,26 минуты. Девушка стремится довести до минуты. Рядом ее сестра-близняшка Карина, ее самое лучшее время по разборке автомата – семь секунд. Девушка очень хорошо поет (пение в строю – это тоже важная часть обучения в клубе).
– Какая любимая песня? «Ногайская» – она про батыров, – рассказала девушка.
Отборные
20 кадетов поделены на четыре взвода. У каждого свой командир. Строевой шаг отрабатывают новички. Впереди отличная бегунья и будущий ветеринар Евлампия Пермякова.Рядом снаряд «бревно» – примерно восемь метров длиной и шириной 18 сантиметров (это очень мало). Ведь на него юноши забегают со скоростью, их задача преодолеть его не более чем за четыре длинных шага-прыжка. Больше – провал. Затем стены препятствия – одно около метра высотой, а другое больше двух метров. Из клуба повзрослевших ребят охотно берут в пожарно-спасательную службу. Некоторые бывшие воспитанники сейчас там и работают. А также служат по контракту.
Para bellum
Канат не просит воспитанников что-то сделать, а приказывает. Если кто-то начинает шуметь, он обрывает.– Считается, что в армии нельзя быть вежливым и мягким. Слушаться не будут?
– Дело, наверное, и в том, что нужно воспитывать стрессоустойчивость. Тяжело в учении, легко в бою. В реальных условиях сюсюкать с тобой не будут и так можно «поплыть». Ребята мои, кстати, могут лежать на гвоздях, разбивать кирпичи руками и другое. Это тоже преодоление границы страха.
Вспомнилось, что известный пистолет «Парабеллум» (пистолет Люгера) назван так от знаменитого латинского выражения si vis pacem, para bellum (хочешь мира, готовься к войне). «Разведчики» хотят мира.
Железное – доброе
– Мы выиграли последние областные соревнования среди патриотических клубов, – рассказывает Канат. – Теперь 17 июня должны поехать на республиканский сбор «Айбын». Он пройдет под Карагандой. Надеемся, что покажем хороший результат.
Идем в колледж – через дорогу от стадиона. Заметил, что в группе ребят в одинаковой форме и сам как будто подтягиваешься. В штаб-квартире «Разведчиков» уже некуда ставить кубки и вешать медали. Так их много. Здесь же интересный музей – со старым оружием, биноклями. Знамена и атмосфера. Что-то такое на железном, но добром – ведь ничто уже не стреляет и не режет.
– 9 мая встретимся. Для нас это никогда не выходной, будем стоять в карауле у памятников, споем, – жмет руку Канат.