В костанайском ОСИ, где развернулась борьба за кресло председателя, не утихают страсти. На сцене появилось третье действующее лицо – сервисная компания, с которой нынешний руководитель намерена взыскать больше миллиона безотчетно потраченных денег жильцов.
Ну и сервис у вас!
Напомним, речь идет о доме №26 по проспекту Абая. Год ОСИ возглавляла Татьяна Виттенберг, однако часть жильцов осталась недовольна ее работой и даже попыталась сместить ее с должности. Главная претензия – отсутствие прозрачности. Жители посчитали, что за год три многоэтажки принесли в общую копилку около одиннадцати млн тенге. Куда ушли такие деньги? Документально их следы затерялись...
Жильцы справедливо требуют финансового отчета от председателя. Однако Татьяна Виттенберг говорит, что и сама стала жертвой несовершенств жилищной реформы.
– Начинали мы с нуля, – говорит женщина. – Тогда было вообще непонятно, как это все работает. В итоге доверились акимату, который порекомендовал нам сервисную организацию ИП «Алина». Они предоставляли нам услуги дворника, бухгалтера, сантехника и юриста. За это мы платили 40% от доходов – 320 тысяч тенге в месяц.
Сначала все было хорошо, но месяца через три начались проблемы. Над дворником приходилось стоять, чтобы он работал. От сантехника я не могла добиться ревизии подвалов, элементарной подготовки к отопительному сезону. Когда мы судились с ТОО «СДС Костанай», которое не хотело передавать документацию на дома, пришлось нанимать адвоката. Юрист ИП «Алина» в суде нас представлять отказался. Но главное – я не могла добиться предоставления бухгалтерской отчетности. Соответственно, и не имела возможности отчитаться перед жильцами...
По словам Виттенберг, переговоры зашли в тупик. Пришлось подключать полицию. За документами отправили целую делегацию, в которую вошли участковый, члены совета дома и простые жильцы. Противостояние ОСИ и сервисной организации закончилось тем, что через полгода компания просто бросила дома на произвол судьбы в разгар подготовки к отопительному сезону.
– 2 августа прошлого года мы остались у разбитого корыта, – вспоминает председатель. – Пришлось срочно искать дворника, сантехника и бухгалтера. Пока их искала, сама по крышам и подвалам бегала. В итоге за два месяца новый сантехник привел все подвалы в порядок, провел ревизию кранов. Бухгалтер систематизировала всю документацию, стала вывешивать отчеты по подъездам. В феврале этого года мы провели финансовую ревизию, нарушений не было выявлено.
Кто на новенького?
Однако время уже было потеряно, а вместе с ним и самое главное – доверие жильцов, которые начали подыскивать нового председателя. Анара Жандильдина – нынешний конкурент Татьяны Виттенберг. Борьба шла с переменным успехом. Жандильдина набрала нужное количество голосов и зарегистрировалась как председатель, но успела поработать лишь месяц – ее предшественнице удалось оспорить назначение и вернуть себе пост.
Вся эта чехарда с руководителями сыграла с домами злую шутку. Жильцы не понимали, кто и за что отвечает, каков тариф, кому платить. Дело в том, что Татьяна Виттенберг пыталась поднять его до 65 тенге за квадрат. Анара Жандильдина обещала содержать все три корпуса за 45 тенге. Из-за всей этой неразберихи многие жильцы вообще перестали платить – ежемесячные сборы упали практически вдвое.
Понятно, что в такой ситуации нужен третейский судья, ведь речь идет о жилищном фонде. Не будет денег – стемнеет в подъездах, лифты остановятся, подвалы затопит, старые электрощитки полетят, а вместе с ними и вся бытовая техника жильцов (такие прецеденты уже были)... Между тем отдел жилищных отношений горакимата почему-то выбрал позицию стороннего наблюдателя.
Точка невозврата
Нынешний председатель намерена судиться с ИП «Алина», сотрудники которого, по ее мнению, не выполнили свои обязательства, а значит, должны вернуть деньги жильцов.
У сервисной компании своя правда. – Нам пока только поступило претензионное письмо, – говорит руководитель ИП «Алина» Айнура Карымсакова. – Председатель хочет свои беды свалить на сервисную компанию, с которой работала почти год назад и которую кинула? Интересный ход мыслей. Мы подавали на нее иск, потому что она должна нам 360 тысяч тенге, но нам его отклонили, так как сменился председатель. Будем ждать суда.
Что ни говори, такие ситуации не лучшим образом сказываются на и без того не кристально чистой репутации жилищной реформы. Властям явно пора навести порядок в системе и разработать механизмы взаимодействия между ее звеньями: ОСИ, ПТ, управляющими и сервисными компаниями. Времени осталось всего ничего – до 1 июля. Если, конечно, сроки не передвинут еще на год.