В селе Забеловка Житикаринского района больше 300 гектаров когда-то распаханных пастбищ вернули сельскому округу. Теперь здесь смогут пасти свой скот сельчане. Но, как показывает практика, проблему нехватки кормов это не решает.
Горячая тема – пожары коснулись и пастбищ. В Костанайской области зафиксировано несколько фактов, когда огонь с общественных пастбищ перебрасывался на строения крестьян. И здесь вновь возникает вопрос: чья это зона ответственности? Общественная? Или ничья?Взгляд снизу
Пастбища возле Забеловки распахали много лет назад. Поиск виноватых сегодня не имеет смысла хотя бы потому, что власть в области, районе и сельском округе уже не раз сменилась, равно как и владельцы крупного местного ТОО. Но факт есть факт – земли поселка засевали. Подтверждают это данные космоснимков и единого земельного кадастра.
При этом в Забеловке, как и во многих других селах Костанайской области, пастбищ катастрофически не хватает. Сельчане корреспондентам «КН» не раз признавались, что вынуждены сокращать поголовье или же не могут его нарастить именно из-за проблемы с пастбищами. Животные из-за нехватки кормов на выпасах сбрасывали приплод.
По этой причине некоторые оставляли жеребых кобыл дома. Хотя забеловские крестьяне готовы заниматься скотом. Здесь есть несколько крепких, пусть и весьма скромных по масштабам хозяйств как мясного, так и молочного направления.
Цифровизация сыграла свою роль, и с 2023 года земли поселка больше не засевают. Аким села Мурат Турабаев подтвердил, что два участка, 132 и 200 гектаров, возвращены людям.
– Земли для выпаса общественного скота акимат выделит, но кто будет на этих пастбищах делать водоем или улучшать их, сеять травы? – задал вопрос директор Ассоциации товаропроизводителей Костанайской области Владимир Дранчук. – В селах даже поселкообразующие предприятия не будут этим заниматься. Им нет смысла вкладывать деньги в эти пастбища. Да и запрещено это: фермера накажут за занятие иной деятельностью. Считаем, что закон должен четко регламентировать, кто обязан ухаживать за этими пастбищами. Возможно, надо предусмотреть норму о том, что улучшение общественных пастбищ будет вестись за счет бюджета.
Но бюджеты сел часто набирают в виде налогов около миллиона тенге. На эти деньги необходимо не только дороги чистить, но и заниматься благоустройством населенных пунктов, ремонтировать сети уличного освещения и т.д. и т.п. Сумма большая только на слух.
Варианты
По данным областного управления сельского хозяйства и земельных отношений, дефицит пастбищ в регионе составляет 1,2 млн гектаров. В прошлом году госорган зарезервировал под общественные пастбища более 510 тысяч гектаров. Однако участков, которые вплотную прилегали бы к территории населенных пунктов, очень мало – всего 2,4 тысячи га.
Руководитель отдела земельных отношений управления Габдылкадим Магзумов отметил, что сегодня думают апробировать вариант обмена земельными участками и сельхозтоваропроизводителями, чтобы дать людям возможность пасти скот ближе к дому. Тем не менее не хватает еще 450 тысяч га для народных пастбищ. Чтобы эффективнее использовать эти земли, областные власти предлагают на местах разрабатывать планы по управлению пастбищами, в рамках которых можно и поилки поставить.
Но, несмотря на все это, картина в селах разная. Очень много зависит не только от местных крестьян, но и от порядочности людей, переговорных навыков акимов. Ведь по факту главы сельских округов не имеют на руках ничего, кроме обязательств в условиях тотального дефицита средств и людей.
Вредители?
Непростая ситуация в Карабалыкском районе. Директор местной СХОС Дамир Калдыбаев на встрече, которая прошла на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области, рассказал об ущербе, который получает предприятие каждый год. Факты потравы посевов доказать чрезвычайно сложно. Люди сразу же после уборки урожая, по его словам, перестают платить пастуху, и скот пасется на пашне. В итоге без работы остаются пастухи, без присмотра – животные.
Есть факты, когда сельхозтоваропроизводители отдавали земли акимату под общественные пастбища, но теперь на соседние с ними клетки идет скот. Последние неурожайные годы привели к тому, что крестьянам приходилось бороться не только с засухой, но и со скотом. Нанесенный оставленными без присмотра животными ущерб исчисляется десятками миллионов тенге, которые никто не возместит.
К сожалению, сегодня в некоторых частных подворьях численность скота выше, чем у официальных фермеров, которые платят налоги. «А население сейчас только требует лучших условий, не желая участвовать в формировании бюджета», – звучат мнения.
По мнению Калдыбаева, необходимо принимать закон «О ЛПХ», чтобы владельцы скота несли ответственность за наносимый им ущерб. С ним согласны предприниматели и из других районов Костанайской области. Они считают, что наказывать пора и жестко: увеличить штрафы, а в некоторых случаях и изымать скот.