Слова по адресу дорожников сказал сельский предприниматель Акан Кукаев. Их услышал не только подрядчик, который будет ремонтировать подъездную дорогу к селу Танабай в Алтынсаринском районе, но и аким Костанайской области Кумар Аксакалов. Услышал и согласился: те, кто десятилетиями ждал этого ремонта, могут беспрепятственно его контролировать.
Может, на вертолёте прилетит?
Танабай не так давно был известен как совхоз имени Димитрова. Высокий гость на встрече с местными жителями не раз называл населенный пункт «Димитровкой» – мелкие на первый взгляд нюансы шаг за шагом снимали зажатость с аудитории. Люди гадали, каким путем аким области окажется в селе. И вот узнали, что не на вертолете прилетел, а приехал по той страшной, убитой напрочь дороге, которая ведет от Сарыкольской трассы к угасающему Танабаю. Эта дорога и есть «гвоздь программы».
«Гвоздь программы»
От сарыкольского поворота до Танабая 20 км – так значится на дорожном указателе. Железная дорога перерезает грейдер где-то на полпути. Во времена, когда директором совхоза был Анатолий Толда, а это середина – конец 80-х прошлого века, часть полотна от железки до, скажем так, конторы, была асфальтированной. Проезжала здесь не меньше полусотни раз: асфальт был так себе, одно название. Может, дорожные строители виноваты, но не меньше и «эксплуататоры». Кто считался с народной собственностью, в кавычках она или без? Асфальт «бомбили» долго и упорно – дорога к Танабаю неуклонно превращалась в одну из самых худших в Костанайской области.
Нет точной статистики, сколько семей бросило родные места только по этой причине, но таких много. Хотя нельзя сказать, что районное руководство в те или иные времена не обещало провести ремонт. Обещания были – не было дороги. Ее нет и сегодня – все также пассажирские перевозчики, автобусы и такси, отказываются ездить в Танабай. Таксуют местные жители: куда деваться.
Но вот уже определен подрядчик, выделены деньги и обозначен старт работ. А, главное, димитровцы (танабаевцы) озаботились будущим своего тракта так, как никогда раньше. Во-первых, обещают не допустить халтуры – готовы линейкой измерять толщину щебеночного покрытия, а затем и асфальтового. А после этого бороться с большегрузами – это бедствие поперек горла и у властей, и у населения. Как бороться – вопрос еще тот. В диалоге с главой региона аргументов и контраргументов хватало. Просьбы, запреты, технологические новшества по части контроля, штрафы... Насколько это будет эффективно? Практика покажет.
С пустыми руками в гости не ездят
В такое село, как Танабай, без хороших новостей аким области не приехал бы. Но визит на окраины чиновника такого ранга можно (с осторожным оптимизмом) объяснить и новым стилем власти. Раньше как? В области есть топ-10-15-20 сел, куда приезжали первые люди, будь то аким, министр или президент страны. Приличные дороги, действующие ДК, чистые улицы – это и показывали. А здесь все наоборот. Аксакалов объяснил, что приехал в Танабай потому, что на этой территории нет дороги, нет воды, нет животноводства. В ходе разговора выяснилось, что и пастбищ нет.
Валентина Михайловна Иванова, вероятно, пришла на сход, чтобы именно об этом громко сказать. Сельские угодья – материя тонкая, с ходу не разобраться. Кумар Иргибаевич дал задание прокуратуре поднять архивы: когда и кто тотально и нелегитимно распахал земли – поля в Танабае расстилались до кладбищенских ворот.
Тонкая материя
В совхозе имени Димитрова были самые тучные по балл-бонитету земли. До образования Убаганского (ныне Алтынсаринского) района совхоз относился к Кустанайскому – и там, и здесь земля славилась хлебом. Исходя из этого, новоявленные частники потом и пахали. Что осталось под пастбища? На официальном уровне проявились разночтения. А копать в этом вопросе надо как следует. Нынешние гектары сверять не с тем куцым поголовьем, которое сегодня пасется, а с тем, что паслось раньше, а потом было зарезано: негде пасти и нечем кормить в зимовку.
Аким области спрашивал, сколько скота, а в ответ: сто лошадей, 25 баранов. Потом аким села сказал, что это было раньше, а сейчас 70. Тоже курам на смех. В совокупности с лошадьми, КРС и МРС до 300 голов не добрались. На это количество площадей вроде и хватает, но тут глава региона спросил о качестве. Сенокосы и пастбища деградировали, никто ничего не подсеивал и не был озабочен. Исключением является Воробьевка, где ТОО «Айдала» (после кончины руководителя хозяйства Л.В. Стороженко во главе встала его дочь Лариса Леонидовна) много внимания уделяет кормовой базе, хотя из-за бруцеллеза не удается стабилизировать поголовье.
Совхоз имени Димитрова имел статус областного изолятора – с этим, видимо, проблемы и связаны. Константин Елкин, представитель первого на селе КХ «Парасат», согласился с руководителем области, что надо работать в этом направлении. Но в диалоге возник интересный момент. Когда господин Елкин стал рассказывать, как будет помогать в ремонте школы, аким его перебил: «Не надо. В государстве деньги есть, мы сами будем ремонтировать школу, дорогу, сами сделаем водопровод (запланировано на этот год). Перед бизнесом другие задачи сегодня».
Другие задачи
Например, Андрей Шабашов задал вопрос о строительстве жилья в селе по программе «Нұрлы жер». Аксакалов объяснил, как предусмотрено – дом, не более ста квадратов, стоимостью одного кв. метра не выше ста тысяч тенге, где-то десять млн тенге в общей сложности. Когда работодатель сдаст жилье в эксплуатацию, государство половину затрат возместит. А дальше он может сдать дом работнику в аренду, а может продать. На это и настраивал аким предпринимателей: строить, заниматься животноводством (придется учитывать предрасположенность к инфекциям), наводить порядок в селах, расчистить свалки, прекратить бардак на стихийных машдворах.
Некоторые вопросы прозвучали вскользь. На бывшем стройучастке каждый полевой сезон химичат. Ветром разносит запахи и токсичные вещества по селу. Возражения, конечно, последовали. Но еще в июне 2016 года «КН» писали, как на последнем звонке несколько школьников потеряли сознание. Местные жители объясняли это влиянием предпосевных работ. Насколько обоснованы их претензии? Кто контролирует? Аким сельского округа Дулат Нурбаев, пенсионер МВД, 30 апреля был переизбран на второй срок.
Аким района Арнур Сартов в недалеком будущем пойдет на выборы, как и все его коллеги в Казахстане. «Будут плохо работать, отзовете», – сказал Аксакаловм. Как они работают, на сходе надо было оценивать по кратким докладам. Цифры скороговоркой. Упоминание меморандумов. Ноль эмоций в партере. На этот счет сказать больше нечего. Однако вместо запланированного на встречу одного часа, работа шла 2,5 часа. Пятилетка по-новому
Сход затянулся благодаря активистам. Если открывал дискуссию Жаслан Конгратбаев, то триумфально ее завершил Акан Кукаев. Первым делом он заявил, что готов отдать здание магазина под ФАП при условии, что к зданию пристроят теплый гараж для скорой, чтобы в холода не мучиться.
Разговор этот начался не сегодня. Магазин – самое новое здание в Танабае. Других, относительно новых построек, здесь нет. Бизнес Кукаевых начинал отец – Наурызбай Шопанович. Когда его не стало, дело вела мать семейства – Кульмайра Бексултановна. Ныне хорошо себя зарекомендовало следующее поколение. Акан пообещал строгий спрос дорожному подрядчику, вплоть до посадки, если будет плохо работать. Встречено было одобрительными улыбками, а призыв превратить за пять лет Танабай в процветающее село – бурными аплодисментами.