Завтра День работников культуры и искусства. Сегодня мы вспоминаем Светлану ПЕТРОВУ, ветерана труда, отличника образования РК, лауреата премии Клуба меценатов, сценариста и режиссера. Она – яркий пример того, как много делают люди за кулисами большой культуры.
Коллаж Владимира БЕРЁЗКИНА
От сердца
Каждый раз, когда в праздничные дни я приходил на уличные концерты, мероприятия, первой возле сцены искал Светлану Николаевну. Она знала все. И всех. Кладезь информации для нашего брата журналиста.В последние годы при встрече повторяла с улыбкой: «Когда готовила этот проект, думала, что же я отвечу Николаю из «КН» на вопрос – а что нового?»
И рассказывала. Причем таким языком, которому позавидует не только ее коллега-сценарист, но и опытный журналист. Богатейший словарный запас она пополняла, читая книги. На последнее интервью в «КН» она пришла с кипой своих заметок – о чем бы хотела рассказать. В первую очередь о книгах и писателях, которые ее вдохновляли:
– Мой любимый поэт – Олжас Сулейменов. Его имя мне открыла преподаватель пединститута Татьяна Танько. Однажды на поэтическом вечере в вузе она говорила о Сулейменове и прочитала всего одно стихотворение «Спи спокойно, дада...» Но как! С какими смысловыми интонациями!Чувствовалось, что эти стихи и о ней самой. Она читала Олжаса от своего имени. Этим отличается ТВОЯ поэзия. Когда строки, написанные другим человеком, воспринимаются как от твоего сердца. Андрей Вознесенский когда-то написал: «Стихи не пишутся – случаются». Вот для меня, как для читателя, случились стихи Олжаса Сулейменова.
Не толпа, а Зритель
Ее текстами говорили все ведущие больших праздников. Она писала сценарии ко Дню Победы: «...Сколько вынес солдат? Он стоял насмерть там, где сплошная стена огня не давала даже голову поднять. И он победил, наш простой и великий бесстрашный солдат».Слова, по ее убеждению, не могут быть пустыми. Приводила в пример: мол, даже грудничок в первое «уа-уа» вкладывает много смысла. Потому так ценила слово. Об этом прежде всего говорила и в том интервью, в котором многое осталось за пределами напечатанной страницы. Но вошло в книги, которые она успела издать в последние годы: «Записки неравнодушного человека», «Больше чем сценарии».
– Организаторы мероприятия почти всегда в замешательстве, каким сделать финал. Ведь какой будет точка, тем и запомнится. Так и было в один из Дней Победы в городской программе в Сити-центре. Мы работали с шести вечера до полуночи! Перед финалом свои стихи читал Борис Старшинин, родители которого прошли войну. Читал с душой, в тишине. Зрители просили его прочитать еще, что бывает редко. И я в который раз поняла, что неприемлемо в таких случаях слово «толпа». Это Зритель с большой буквы. Народ. И когда звучала последняя песня «День Победы», что-то коротнуло в аппаратуре, звук прервался. Но не звучание. Потому что зрители подпевали. И они продолжили петь, когда музыка замолчала. Не сдержала слезы...
Энергия работы
«Коля, по-моему, ты тоже живешь энергией работы... А как без этого? Не представляю», – подписала мне свою книгу Светлана Николаевна. Так и было. Она жила энергией работы. Хотя соглашалась, что в этом есть какая-то обязательность:– Я росла без родителей и с детских лет без всяких нравоучений понимала: чтобы жить достойно, нужно трудиться. Хотя с обретением профессии работа приобрела для меня и другие смыслы. Она дала мне свободу мыслей и поступков, подарила дружбу с замечательными, духовно богатыми людьми. Это как калейдоскоп, в который любила смотреть в детстве. Сколько его ни поворачивай, один чудесный узор сменяется другим. Влюбившись в работу, поняла, что в ней заключена настоящая энергия. Энергия поисков, споров, заблуждений, творческой радости. Думаю, что такая энергия дорога и человеку, с которым мы работаем много лет, это профессиональный режиссер Шамиль Фахрутдинов.
Больше 40 лет назад в ее кабинет (тогда методиста по воспитательной работе в гороно) влетел молодой человек с черными до плеч волосами, в модной водолазке и кожаном пиджаке. Сказал, что приехал из Байконура, ищет работу. «А зовут меня Шамиль!» – представился парень. «Знала ли я, что через время этот человек станет поворотным фактом в моей творческой судьбе?! – задавалась вопросом Светлана Петрова. – Наши отношения строились на дружбе, творчестве и работе».
Именно Шамиль Алексеевич, когда Светлана Петрова работала директором костанайского Дворца пионеров, при подготовке большого праздника ко Дню 8 Марта при всех ей заявил: «А ты, подруга, будешь писать сценарий». С того момента все и началось. Новогодние елки, парады Победы, выпускные вечера, республиканские, областные, городские мероприятия – на многие годы вперед автор сценария Светлана Петрова.
Слово друга
Шамиль Фахрутдинов, режиссер и руководитель ансамбля «Карнавал»:– Светлана – настоящая властительница художественного слова. В ее текстах душевность, чуткость, она удивительным образом очеловечивала казенщину. И когда я пересматриваю накопленный материал, понимаю свежесть и красоту ее слова, не теряющего своей актуальности и сегодня.
Второго человека, подобного ей, в плане творческого интеллекта, сценарных находок, нет. Иногда, честно признаюсь, если и хотел подхалтурить, она этого никогда не позволяла сделать. Умела работать с разными категориями людей. Создавала профессиональные праздники эксклюзивно. Умудрялась это делать и при отсутствии бюджета. Сама придумывала, сама вела, сама находила людей для программы.
Мы могли часами разговаривать по телефону, обсуждая будущий проект. Находили изюминку праздника, и тут она: «Ой, у меня котлеты сгорели до угольков!»
Это был тот человек, который умел будоражить мою творческую мысль, подталкивать к идее, в то же время оставаться в тени. Это талант. Львиная доля всех идей была ее, а я их воплощал как постановщик. Когда она приболела, мы реже общались по творчеству, я как та же птица без одного крыла. Как бы ни пытался сам что-то написать, лаконичности, емкости и «вкусности» ее слова не хватает. Сейчас мне помогают образцы ее сценариев. Ведь для меня важно действие, а для нее – слово.
P.S. Завтра профессиональный праздник и Светланы Петровой, до которого она не дожила совсем немного. Но осталась среди тех, кого называют незаменимыми.