Жительница Костаная заключила договор пожизненной ренты. Соседи уверяют – пенсионерку обманули.
Близкие люди
Тамаре ЧЕПЕЛЕВОЙ (на снимке вторая слева) 89 лет. Живет одна в квартире в центре города. Соседи и родственник, который перебрался из Белгородской области в Костанай для того, чтобы ухаживать за бабушкой, уверяют: Тамара Степановна нуждается в постоянном присмотре, лекарствах и юридическом представлении интересов.
– Подтвердить родственную связь я не могу – для этого нужно свидетельство о рождении моей мамы. А мать умерла, – рассказывает сын двоюродной сестры Тамары Чепелевой Валерий. – Приемная дочь тети живет в Копейске. До пандемии мы договаривались, что она ее заберет. Потом сказала, что нет.
– Я сама отказалась. Зачем мне где-то ездить? Мне нравится в Костанае, – перебивает Тамара Степановна.
В 2022 году Валерий приехал навестить пенсионерку.
– Зашел – на кухне воды нет, канализация забита, документов никаких нет. Было похоже, что-то не то. Соседи приносили ей продукты. Сама если выходит, то дорогу назад забывает. Вернулся в сентябре, подал документы на ВНЖ и уже постоянно за ней приглядываю. С соседями выяснили, что с Тамарой Степановной заключен договор пожизненной ренты, – говорит Валерий.
– Никогда не было такого! – возмутилась пенсионерка.
Валерий, у которого, к слову, есть квартира в Костанае – купил, показывает копию договора. В нем значится, что некая Жанна (имя изменено) обязуется пожизненно ухаживать за Тамарой Степановной (уход и содержание расписаны по пунктам), взамен однушка. Но полностью Жанна сможет ею распоряжаться после смерти пенсионерки.
По-соседски
Галия Нурпеисова – соседка. Помогает пожилой женщине с оплатой счетов за коммунальные услуги. Решить проблему собрались все жители подъезда в квартире Тамары Степановны. Рассказали – бабушка уже несколько лет ведет себя не как раньше. Предполагают, что и во время подписания договора была не в себе.
– Это проблема, которая возникла вследствие вашей болезни, Тамара Степановна, – Галия Нурпеисова пытается успокоить соседку, которая возмутилась скоплением людей в ее квартире.
– Я написал в прокуратуру, в полиции давал показания. Не нашли состава преступления, все законно, – пожимает плечами Валерий. – Хотели сделать доверенность от нее, чтобы мы могли лекарства за нее получать, разобраться с этим договором. Но нотариусы отказываются делать доверенность – видят ее и отказывают. А как же этот договор заключили?
Елена Николаевна Гамалей в этом доме живет 40 лет. Рассказывает, что с Тамарой Степановной всегда хорошо общались.
– Мы лет пять назад стали замечать, что-то не то с ней. Например, получит пенсию в банке и забудет, снова идет за ней через несколько дней. Я ее лично отвела на почту – оформить, чтобы приносили домой. А в прошлом году заметили, что к ней приходят мужчина и женщина. Мы спросили, кто они такие. Представились учениками, мол, учила их Тамара Степановна в пятой школе. Но там она никогда не работала, да и по возрасту они не могли быть ее учениками. Ужасно, что было в квартире. Говорили, что хотят помочь. Так помогали бы.
– Я живу здесь 11 лет, – подхватывает соседка с пятого этажа Ирина Жарикова. – Если она выходила из дома, мы клали ей в карман бумажку с адресом. Я на пятом этаже живу, Тамара Степановна на первом. Когда она ночью стучит, мне в своей квартире слышно. Барабанит в двери стулом, еще чем-то. Мы переживаем, что может газ открыть. Вызывали участкового, получили ответ – не представляет общественной опасности.
Соседи в один голос сетуют, что ночью бабушка не дает спать. Барабанит в дверь. А до того как по просьбе Валерия днем за ней стала приглядывать постоянно Розалина Севостьянова, нередко уходила из дома и забывала дорогу.
Шаризат Брахметовна Джаманбалина – пенсионерка. Живет в квартире через стенку. «Бывшие ученики» Тамары Чепелевой и ей не внушили доверия.
СПРАВКАДе-факто
Если человека нет в живых и нет возможности восстановить его свидетельство о рождении, можно запросить актовую запись о рождении человека.
Из квартиры, к слову, Тамара Степановна все же прогнала корреспондентов с соседями. Розалина приходит к пенсионерке два раза в день, готовит, делает уборку и даже водит пожилую женщину на прогулки. Просто так, из сочувствия к пожилому человеку. Жанны же и след простыл после того, как договор ренты был подписан. Хотя один из пунктов гласит, что она обязана ухаживать за Тамарой Степановной пожизненно. Кроме того, она – доверенное лицо пенсионерки.
– Даже в интернат определить не можем, потому что не можем представлять ее интересы. Положили в частный дом престарелых, три дня побыла там, пришлось забрать. Тоже уйти пыталась. Мы получаем пенсию за нее с октября, на нее тратим, – поясняет Валерий.
– До Нового года что могла пройти из медкомиссии, я прошла с ней. К психиатру записала, сказали, не выпишут лекарства без нее, а ее не заставишь пойти, – говорит Розалина.
Опрошенные нами эксперты – другие нотариусы – без раздумий ответили: сделки такого рода не самое любимое занятие для них: риски огромные, работать с клиентами нужно очень осторожно и внимательно:
– Конечно, мы разговариваем с человеком, задаем разные вопросы. Бывает, люди приходят в алкогольном или наркотическом опьянении, если видим, что в словах путаются, то отказываем. Только в личной беседе можем понять, никаких справок требовать не имеем права. Это на совести каждого нотариуса. Если в судебном порядке будет доказано, что нотариус знал и все равно провел сделку, то, конечно, понесет ответственность. А вообще, официальных оснований для отказа у нас нет. С договорами ренты мы даже не один раз встречаемся с клиентом. Они приходят, мы разговариваем с ними. Это пожизненное содержание, договор сложный. Большая ответственность.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ
Эльмира Санкаева, адвокат областной коллегии адвокатов:
– В таких случаях есть несколько путей. Сделка оспаривается в судебном порядке. По доверенности это может сделать юрист или адвокат. Оспорить договор ренты можно в следующих случаях:
Первый путь, отправная точка – ненадлежащее исполнение обязанностей плательщиком, грубое нарушение условий сделки. Соседи, которые являются свидетелями того, что договор не исполняется, и те, кто о человеке заботится, могут пойти в прокуратуру, а затем подать иск в суд. Плательщик ренты должна предоставить доказательства материального обеспечения, то есть нужно проверить сведения о привлечении к ответственности плательщика: работает ли, какой доход. В пункте три договора сказано, что бабушка должна получать ежемесячно 2 МЗП (в 2023 году МЗП – 70 000). Если женщине не покупали лекарства, питание, не убирали в жилье и тратили ее пенсию, то смело нужно ставить вопрос о существенном нарушении договора и расторгать.
Иски подаются по причине просрочек, несвоевременных платежей, отказов от оплаты. Нередко причиной тому становятся изменившиеся условия жизни плательщика.
Второй путь – бабушка могла заключить договор вследствие заблуждения. Это когда получатель ренты в силу своего возраста и состояния здоровья заблуждался относительно природы сделки и значения своих действий. Тогда договор пожизненной ренты может быть признан судом недействительным.
Третий путь – одним из ключевых условий при заключении подобных сделок является дееспособность сторон. Каждый из участников должен отдавать отчет своим действиям и быть в курсе последствий. Чтобы подтвердить недееспособность получателя ренты, его родственникам следует инициировать медицинскую экспертизу. Если удастся доказать, что человек не отдавал отчет своим действиям в момент подписания договора, то нужно подавать в суд иск о том, чтобы признать сделку недействительной.