На днях Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) опубликовала на своем сайте статью об уровне потребления соли в Казахстане. Материал процитировали многие казахстанские СМИ. Предлагаем ознакомиться с полным текстом статьи в переводе «КН».
Фото foxnews.com
17 граммов смерти
В Казахстане, где соль – это существенный ингредиент многих традиционных блюд, врачи все больше обеспокоены растущим уровнем гипертонии и инсультов, вызванных чрезмерным потреблением соли. Сегодня сердечно-сосудистые заболевания – главный драйвер ранней смертности в стране. Более чем 42 тысячи смертей ежегодно, и высокое потребление соли – это решающий фактор.По данным председателя правления Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК Жанар Калмаковой, средняя норма потребления соли для казахстанца – 17 граммов в день. Это почти в четыре раза больше, чем рекомендованные ВОЗ пять граммов.
Рискованная традиция
«В Казахстане существует традиция заготавливать мясо на зиму, – объясняет Калмакова. – А эта традиция требует интенсивной засолки». Однако проблема выходит далеко за рамки заготовки мяса.Исследование, проведенное европейским подразделением ВОЗ в 2017 году совместно с Казахской академией питания, показало, что особенно много соли содержится в домашней лапше (5,6 г на порцию), плове (5,2 г) и донере (4,3 г). Это соответствует 112,4%, 104,2% и 85,4% рекомендованного ежедневного максимума соответственно.
Избыток соли в пище увеличивает риск инфарктов, гипертонии, диабета и других заболеваний, связанных с высоким кровяным давлением и уровнем холестерина. Вышеперечисленные недуги – это причина 87% смертей в стране, тогда как мировой показатель – 71%.
Дорожная карта питания
С целью решить проблему Казахстан предпринимает усилия сократить потребление соли. Правительство с помощью ВОЗ и ЮНИСЕФ разработало дорожную карту питания на 2022-2025 годы. Специальная рабочая группа работает над национальной политикой сокращения потребления соли, сахара и трансжиров.«Регулирование потребления соли – наиболее эффективная мера предупредить развитие гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний. Это подтверждено исследованием ВОЗ и ООН 2019 года, – говорит Лаура Утемисова, сотрудник офиса ВОЗ в Казахстане. – Пакет мер в течение 15 лет принес 118 тенге прибыли на каждый вложенный в программу тенге».
Впрочем, это проблема не только Казахстана. В солевой диете нуждается весь европейский регион. Однако обычные люди не могут самостоятельно бороться с этим. Большинство из них даже не отдает себе отчета в том, что их еда чрезмерно соленая. Задача по плечу только государственным органам и производителям пищевых продуктов. Снижение солепотребления должно стать результатом их совместных действий.
Здоровая пищевая среда
Существует популярный стереотип, что бизнес-интересы и проблемы здоровья несовместимы. Считается, что, если правительство введет специальные ограничительные меры и стандарты, местные производители пострадают. Другой стереотип: если продукты будут содержать меньше соли, это приведет к снижению продаж и производители снова проиграют.«Это не соответствует истине, – считает доктор Викрамасингх, советник ВОЗ в сфере питания, физической активности и здоровья. – Есть доказательства, что внедрение соответствующего законодательства создает равные условия для всех компаний. Таким образом, предприятия, которые сократят содержание соли, не будут подвержены дискриминации, и можно будет добиться улучшений во всей продовольственной системе. Сегодня у правительств и пищепрома есть возможность создать более здоровую продовольственную среду, которая может ежегодно спасать тысячи жизней».
Правительство Казахстана предпринимает важные шаги в плане пропаганды здорового питания и образа жизни. Например, в 2014 году было принято решение ограничить использование трансжиров в производстве продуктов питания. В стране приняты меры по повышению физической активности, такие как строительство велосипедных дорожек и популяризация спорта.
«Положительные изменения уже происходят. Потребление соли в Казахстане немного снижается с 2010 года, и страна стремится сохранить эту тенденцию», – считает Лаура Утемисова.