Не везет жителям десятка сел, разбросанных в радиусе сорока км от Костаная. Не везет их автобус в город. Уже полгода им приходится голосовать на трассе, чтобы добраться до работы и учебы, пока власти решают вопрос с субсидированием пригородных маршрутов.
Лишь бы был
Село Московское. Монументальная бетонная остановка времен СССР пустынна. Сейчас сюда изредка захаживают коровы да мальчишки, которые сидят здесь в засаде с прутиками и палками. По назначению павильон не используется с декабря прошлого года. Тогда в предпраздничные дни автобус №119 в последний раз видели в селе Московском.Пусто и на улицах. Работы в селе практически нет. Те, кто не занят в местном ТОО и не держит доходного хозяйства (а с нынешними ценами на корма это становится все труднее), мотаются на заработки в город. Так что автобус сельчанам жизненно необходим. Вроде всего сорок километров, а попробуй найди попутку. В гололед, мороз и слякоть поиск машины и вовсе превращается в непроходимый квест.
– Автобусы битком набитые ездили, особенно в понедельник и пятницу, – вспоминает местная жительница Наталья Князева. – 119-й ходил четыре раза в день, в город можно было уехать за 250 тенге. Это было очень удобно. Несколько месяцев автобус исправно ходил, потом стал приезжать только в выходные, а зимой нам объявили, что перевозчику в село ездить невыгодно, и мы лишились сообщения с городом. Люди очень возмущались. Мы готовы и подороже заплатить, лишь бы автобус был. И график можно пересмотреть – четыре раза в день все же многовато, перевозчика тоже можно понять.
– Сейчас в город либо с попутками, либо с местными таксистами ездим, – вступает в разговор Галина Василец. – Но если с автобусом ты точно знаешь, во сколько он будет, и можешь распланировать день, то с таксистами полная неопределенность – ждем, когда наберет людей. Можно, конечно, и такси одному заказать, но салон стоит четыре тысячи тенге, это уж точно никому не по карману.Бибисара Мадьярова подрабатывает дома – обшивает соседей. Каждые два дня ей приходится ездить в город за товаром. Когда был автобус, женщина нарадоваться не могла, а его отсутствие пробило брешь в и без того скромном бюджете портнихи.
– На такси туда-обратно уходит 1200 тенге, – говорит Бибисара Абдрашевна. – Чтобы их заработать, мне нужно подшить четыре пары брюк. Студентов жалко, у многих дети в городе учатся. Снимать там квартиру очень дорого, приходится ловить попутки.
Женщина живет в Московском 19 лет, прикипела к этим краям, о переезде и слышать не хочет. Надеется, что с автобусным сообщением вопрос все-таки решат. Вообще, местные – народ терпеливый и на удивление позитивный. Воды у них тоже нет, обещанного водовода три года ждут, не унывают. Говорят, и в скважинах она неплоха. Но тут хотя бы есть альтернатива...
Вырулить
Впрочем, интуиция сельчан не подвела. По крайней мере, по поводу автобуса. Аким Московского сельского округа Нурлан Кузайбин говорит, что неоднократно рассылал письма по всем инстанциям с просьбой вернуть сообщение с городом. На днях наконец получил обнадеживающий ответ.Аким показал официальный ответ на запрос.
– Проведена тарифная комиссия, на которой маршрут №119 признан социально значимым, – говорит аким. – Правда, когда он выйдет в рейс, неизвестно. Насколько я знаю, решается вопрос по выделению средств на субсидирование перевозчика. К нему, кстати, претензий у нас нет. С 2018 года ИП «Топоров К.А.» прекрасно работал, это в последнее время перебои начались. Осенью прошлого года он поменял график движения на трехдневный, а с декабря совсем перестал обслуживать маршрут.
Брошенными на произвол судьбы оказались еще три пригородных маршрута – 118-й, 121-й и 122-й. Первый ездил во Владимировку, подхватывая пассажиров в Тобыле, Молокановке и Нечаевке. Второй – в Костомар, по пути останавливаясь в Тобыле, Талапкере и Айсары. И третий связывал город с селом имени И.Ф. Павлова, проезжая Джамбул, с. Алтын дала, Енбек, Жуковку и Александровку. 119-й, который ездил в Московское, охватывал еще и Арман, Рязановку, Шеминовку и Озерное.
За каждым селом, вписанным в схему маршрута, – людские судьбы. Кто-то не смог сдать зачет, потому что не нашел попутку, кто-то лишился дополнительного заработка... Проблема еще в том, что в небольших деревнях нет медучреждений, только фельдшерские пункты. Попасть в поликлинику, которая находится в Тобыле, пенсионерам и мамам с маленькими детьми теперь намного сложнее.
Кстати, в Московском мы встретили женщину в положении, которая не может встать на учет по беременности. Чтобы это сделать, нужно пройти УЗИ, а до ближайшей поликлиники десятки километров.
На финишной прямой
В общем, судя по количеству жалоб, поступивших за последние полгода в редакцию «КН», пригородные маршруты были востребованными. Так почему они стали убыточными?– Было изначально понятно, что они нерентабельны, – отвечает Константин Топоров, чье предприятие обслуживало 118-й, 121-й и 122-й маршруты. – Возить пассажиров за двести с лишним тенге за сорок километров невыгодно. В акимате нам обещали, что признают маршруты социально значимыми, однако процесс затянулся. Время шло, каждый из этих маршрутов приносил по 450 тысяч тенге убытков в неделю, но мы все же продолжали работать, пока не исчерпали все финансовые возможности. Насколько я знаю, вопрос по признанию этих маршрутов социально значимыми уже на финишной прямой. Как только они будут дотироваться государством, автобусы сразу же выйдут на линию.
Один в один история со 118-м автобусом. Когда-то и его обслуживал ИП «Топоров К.А.», но в прошлом году тендер выиграло ТОО «ТТС». Уговор с отделом ЖКХ был такой: перевозчик обкатывает маршрут и предоставляет расчеты, которые проверяет тарифная комиссия. Если все в порядке, маршрут признают социально значимым и выделяют средства из бюджета. Но что- то пошло не так. Правда, 118-й продержался чуть дольше собратьев – до конца января.
Примерно в это же время в отделе ЖКХ нам говорили, что перевозчикам осталось потерпеть совсем немного – мол, субсидии они получат уже в марте. На календаре май...
Проволочки объясняли по- разному. Сначала неполным пакетом документов, которые представляли перевозчики, потом отсутствием средств в бюджете. Как бы то ни было, сейчас сельчан можно обрадовать – эпопея с субсидированием подходит к концу.
– На сегодняшний день у нас 19 пригородных маршрутов, – сообщил заведующий сектором пассажирского транспорта отдела ЖКХ акимата Костаная Нурдаулет Бейсенов. – Из них четыре действительно не ходят. Но процедура по признанию их социально значимыми уже на стадии завершения. Ориентировочно перевозчики начнут получать субсидии через два- три месяца.
P.S. Константин Топоров говорит, что готов выпустить автобусы на линию, не дожидаясь первых выплат. Были бы гарантии, что он их увидит в скором времени.
Надолго ли сельчане получат долгожданные автобусы? Как минимум три года им не придется волноваться по этому поводу, заверили в отделе ЖКХ. Именно на такой период маршрутам присваивается статус социально значимых