С Ларисой БОРИСОВОЙ, руководителем РОО «Центр психологического сопровождения семьи, материнства и детства «Радуга жизни» (г. Екатеринбург, РФ), мы познакомились на тренинге Ассоциации психологов Костанайской области. И разговорились именно о сказках.
В сказкотерапию она пришла 20 лет назад. После кафедры клинической психологии питерского вуза долго искала себя. Помогла неприятная ситуация. Борисова, как специалист психологического центра, дала заключение, с кем ребенку будет лучше после развода родителей. Вывод был однозначный – с отцом. Суд поддержал. Сторона матери год изводила психолога в судах. Лариса Андрияновна уже была готова уйти из профессии, но мудрый руководитель отправил ее учиться. Она выбрала сказкотерапию. Думала просто отвлечься, оказалось, нашла себя.
Добрым молодцам урок
– Я рано научилась читать. С детства писала сказки и стихи. Люблю искать смыслы в обычных вещах. Учусь у мира. Вот в карандаше есть стержень (здорово, когда и у человека он имеется). От долгой работы он тупеет. Заточка – болезненная процедура. При этом стержень может сломаться. Если этого не случится – будет писать тоньше и красивее. А если ошибся, можно стереть ластиком. Еще за карандашом остается след. Но что бы прекрасное он ни создавал, его направляет чья- то рука.Истории легко упаковываются в психологические сказки. Есть сказки – носители системы ценностей. Они мужские и женские по наличию главного персонажа: в них заложена архетипическая матрица модели поведения. Например, ни в одной сказке у камня на распутье не останавливается героиня. Всегда мужчина. Почему? Это его социальная задача – принимать решение, делать выбор и платить за него.
Женские модели поведения сводятся к тому, что героиня испытывает несправедливость. Золушка хорошая, а к ней как относятся? Встречаемся в жизни с такими моментами, верно? И часто приходит чувство обиды. Но ведь Золушка не обижалась на свою мачеху. Она говорила: пока мыла котлы – научилась петь, пока терла полы – танцевать. Она все воспринимала как уроки. Закономерный выход на новый уровень – замужество с принцем.
Или же классическая «Маша и медведь». Она о чем? У женщины бывает сюжет – красавица и хищник. Когда с ней рядом оказывается опасный человек. И в сказке сказано: добровольно с территории хищника тебя не отпустят. С ним в лобовой атаке не справиться. Поэтому Машенька сбегает с помощью хитрости. А в современном мульте-перевертыше посыл иной: мол, хищника не бойся. И это сбивает.
Сказка о Красной Шапочке, по сути, о розовых очках. Она же видит зубы, не те глаза и не верит себе, спрашивает. Вот так и с нами в жизни рядом оказывается хищник, а мы не хотим видеть. Не надо себя обманывать. Волк не станет принцем.
– Внутри нас так много персонажей...
– И нужно субличностям делегировать часть забот, проблем. Ко мне водили на прием тревожного мальчика. Он приходил за час до занятий – так боялся опоздать. Час терял, маялся – тратил в ожидании энергию. На занятии был никакой. Мы с ним создали хранителя времени и передали ему полномочия регулировать время. Через несколько занятий подошли к кабинету минута в минуту. Когда перестаешь тревожиться – высвобождается столько энергии! И жить становится легче.
Дурак побеждает
– Вот скажите, почему в сказках такой сюжет: было у отца три сына, два умных, а третий дурак?– Потому что дурак сердцем живет... Персонажи – это составляющие нас самих. Два умных – это голова, разумное начало. Дурак – душа. В начале сказки умные братья – молодцы, а ты, дурак, иди на лавку. Мы часто так и живем, не слышим душу. Все знаю, головой разумею. А в сказке побеждает дурак. То, что идет из сердца, должно быть первичным. Если с вами что-то случилось в прошлом, вы забудете факты, но что чувствовали – будете помнить. Именно дурак рулит нашей жизнью.
Сказка – это слоеный пирог смыслов. И они вообще не для детей. Когда человек рассказывает свою историю, я понимаю, какой это архетипический сюжет. Если правильно определила, он откликается, вызывает эмоцию, тогда с сюжетом можно работать. Я называю это «починить сказку». Чтобы в сказке был хеппи-энд, чинить надо середину, что позволяет главному герою иначе себя вести. Итог – другой финал.
– И человек меняет жизнь в реальности?
– Да, старая модель заменяется новой. Осознание меняет поведение. Как-то на прием пришел мужчина-физик. Пришлось сочинять, опираясь на физические законы. Они работают и в отношениях. Например, второй закон Ньютона: сила действия равна силе противодействия. Чем больше мы давим на другого, тем больше он давит в ответ. Так родились мужские сказки «Задачи старого электрика». А физик понял свою проблему.
К примеру, отношения можно сравнить с елочной гирляндой. Люди как лампочки. Встречаются и зажигают друг друга. Чаще всего мужчина – гирлянда с параллельным соединением. Одна лампочка перестала гореть, но другие не пострадали. А женщина – с соединением последовательным. Одна перестала светить – и вся погасла. Что делать? Запас лампочек увеличить? Найти другого электрика? Или же подумать, как включить эту погасшую лампочку...
Не по пути
– Часто сказки начинаются: жили-были король с королевой. О чем это?– Они одинаковы по статусу, но занимаются разными сферами. Король – внешней политикой, королева – внутренней. Гармоничное взаимодействие получается. А когда женщины начинают лезть в сферу мужчин, те воспринимают их как соперников.
В семейном консультировании выделяем попутчиков, спутников и половинки. Люди могут всю жизнь прожить попутчиками. Параллельно рядом прошагать.
У спутников есть точки соприкосновения – быт, дети, родители... Здесь иногда склейка может пострадать, тогда люди внешними стяжками пытаются все скрепить. Как-то мужчина на консультации признался: с женой сложно, надо, наверное, родить второго ребенка. Вы серьезно? Хотите дать такую нагрузку на три килограмма веса? Тут лучше думать, как клей обновить.
Высший пилотаж – половинки. У них соприкосновения, как пазлы, через три органа – голову (я тебя уважаю, мне с тобой интересно), сердце (мне с тобой хорошо) и... секс. Этой паре не нужны стяжки.
– Порой роли меняются...
– Сказки и призваны расставить все на свои места. Чтобы мужчины и женщины выполняли присущие им функции. У нас даже путаница цветов произошла. Когда девочек забирают из роддома – одеяло обвязывают розовой, красной ленточкой, мальчиков – голубой. Должно быть наоборот: красный цвет – огонь, энергия, активность. Голубой – цвет воды, текучести, гибкости.
Вы о чем девочку спрашиваете после детсада? Что ела, с кем играла... – что ДЕЛАЛА. А надо спрашивать, что ты ЧУВСТВОВАЛА. Было весело, обидно? Тогда она начинает понимать себя. Родители, разговаривая с девочкой, как с мальчиком, отсекают чувственную сферу как менее значимую в жизни.
В самое сердце
– Несколько лет на радио делала цикл программ аудиосказок. Потом они трансформировались в песочную анимацию. Проект «Крыло ангела» – про особых детей. Есть сказка про волчицу, у которой родился особый волчок-аутист. Она обратилась к стае: «Мой волчок никогда не будет таким, как вы. Вы можете его разорвать, но я, мать, буду драться до последнего». И вожак поддержал волчицу. Коллеге из челябинского детсада этот мультик помог.Родители написали жалобу в департамент образования, чтобы ребенка с аутистическим спектром из их группы исключили. Психолог просто включила детям и родителям мой мультик. Все расплакались, конфликт был исчерпан.
Взрослые с трибун говорят, как важно научить ребенка милосердию. Этому нельзя научить. Более того, нужно не говорить, обращаясь к разуму, а работать через сердце. Сказка, как метафора, лучше всего проникает в душу. Поэтому живите в сказке, сказочной вам жизни!