На июль запланировано открытие Центра для детей с ментальными нарушениями. Обрадуются они?
Человек дождя
На прошлой неделе семью Ворониных не пустили на борт самолета, который вылетал из Костаная в Турцию. Они весь год копили, чтобы свозить ребенка на море. Работник авиакомпании SCAT посчитала, что ребенок семьи опасен – у него аутизм. Не знаю, что там произошло – не был свидетелем. Но уверен, что так делать нельзя. Позже (после скандала в Интернете) компания извинилась и вернула деньги семье. А что с ребенком? Деньги решают не все.
– Вы вообще знаете, что такое аутизм?
– Смотрел «Человек дождя». Показалось, что телефонный собеседник ухмыльнулся. Моя собеседница, Айслу Кузенбаева, – руководитель центра коррекции «Аманат и К».
– У вас особенный ребенок? Почему вы так неравнодушны?
– Нет. Моя миссия...
Память
Здание бизнес-колледжа – даже автобусная остановка на улице Тарана называлась так. Теперь остановка называется по наименованию соседнего банка, а улица носит имя независимости – Тәуелсіздік. Это здание бизнес-колледжа напротив школы №8, в которой я учился. Помню, как хвастались выпускники девятого класса, которые уходили в колледж (в 98-м), и помню, как провожали их всем старшим классом. И еще помню человечка, который не провожал. Он был забитый в угол мальчик. Ему доставалось. А он на последних экзаменах показал самый высокий результат. Что-то варилось в его голове все это время. На выпускном узнал, что он аутист.
Это было странное и новое слово для меня – и сказала слово девушка не от мира сего. Мальчик не пришел на выпускной. Через время узнал, что он в начале нулевых воевал в Чечне. «Он живой?» «Не знаю, мне все равно», – ответил одноклассник.
Стройка
– Василич! Нужны сверла! 2023 год. Здание бизнес-колледжа в июле (по паспорту) должно стать центром для детей с аутизмом. Бюджет – 600 миллионов тенге. По плану в здании будет комната йоги и прочее.
Василич – это прораб. Он ходит на стройке в белой каске. Строители в красных, оранжевых, простые рабочие – таков порядок стройки.
Василий Васильевич Пономарев очень добрый. За спиной у него много построенных зданий. И даже однажды в «Белой Юрте» ему подарил чапан экс-президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Василий Васильевич обращается к рабочим тихо (без приказных ноток), но все его слышат и исполняют. Сегодня на стройке центра для детей с аутизмом работала смена в количестве 21 строителя. Самый низовой рабочий получает 8500 тенге в день. Рабочие с квалификацией – 14500 тенге. Расчет каждые два дня.
Мы ходим по стройке, и все хорошо. Государство реально вкладывается в этот центр – под стяжкой брендовые утеплители, например. Строители пожалели и не тронули сосны и березы во дворе. И много чего еще – 2023 год совсем не 90-е. Государство понимает маленьких детей.
– Здесь, в этой комнате, будет кабинет логопеда или комната лепки кувшинов?
– Я не знаю, – отвечает Василий Васильевич. – Все по плану...
Пока не поздно
– Почему бы вам не участвовать в стройке центра? Ведь вы знаете, что нужно деткам. Центр обещает быть хорошим, но его строят далекие от ваших проблем люди. Это магазин добрых дел – получите, распишитесь, до свидания. 4,5 часа пребывания – конечно, разгрузка для родителей, но системы реабилитации ведь нет...
Это вопрос и сообщение к Айслу Кузенбаевой.
– Дело не об одном ребенке (Айслу говорит о семье Ворониных. – Прим. ред.). Дело в системе, которую необходимо менять. Прежде всего информирование. Социум, в котором нет такого ребенка, и понятия не имеет, что такие люди знают и чувствуют. Нужен госзаказ «Информирование об особенных людях...» Не создавать учреждения времяпрепровождения, а цель именно в том, чтобы корректировать особенного человека и внедрять его в доступную сферу. Если чудо случится, через три-пять лет эта ситуация выправится и будет структурно решаться. Качество жизни улучшится...