Вот уже несколько недель переполненные контейнеры уверенно держатся на первых строчках в топе коммунальных жалоб костанайцев. В чем причина мусорного коллапса? Директор ТОО «Тазалык-2012» Александр КУШНИР обозначил болевые точки.
Точка первая: СИСТЕМА
– Александр Петрович, в этом году просто вал жалоб на вывоз мусора. С чем это связано?
– Есть несколько укоренившихся проблем, с которыми мы боремся из года в год. Но если говорить о новых тенденциях, то по нам сильно ударила ликвидация ПКСК. Да, система несовершенна, но уж точно более работоспособна, чем ОСИ.
Теперь каждый дом стоит особняком, у него свое управление. В Костанае в среднем контейнерной площадкой пользуются пять-шесть домов. За нее просто идет борьба: кто должен убирать, как и когда. Подчеркну: мы занимаемся вывозом только твердых бытовых отходов. Что видим сейчас? Контейнеры пустые, но площадки завалены крупногабаритным и строительным мусором. Люди покупают бытовую технику или мебель, старую выносят на площадку. Потом начинают писать в газету, властям жаловаться, что кто-то это должен убрать. Нанимай технику и вывози, куда положено. К сожалению, таких элементарных вещей люди не понимают.
Раньше этот вопрос удавалось решать с помощью ПКСК. У нас была договоренность: раз в десять дней мы такой мусор вывозили, а они со своей стороны поддерживали порядок на площадках. С образованием ОСИ эта работа прекратилась.
Точка вторая: КАДРЫ
– Но ведь жалобы не только на беспорядок вокруг площадок, но и на переполненные контейнеры...
– Мы с себя ответственности тоже не снимаем. Разные случаи бывают – человек заболел, машина сломалась. Если мы на один день сбиваемся с графика вывоза мусора, нужно минимум три-четыре дня, чтобы в него войти. В любом случае, кроме нас, никто мусор не вывозит, мы хоть и с опозданием, но все равно делаем свою работу.
Большую роль играет и кадровый вопрос. На сегодняшний день расклад такой: у нас нехватка 15 водителей и 15 грузчиков. Мало того, есть сортировочная линия, где мы можем трудоустроить еще 50 человек, но туда вообще никто не идет. Работа непрестижная – мусор. Но ведь кто-то этим должен заниматься...
У водителей зарплата 245 тысяч тенге, больше я при действующем тарифе не могу платить. Вроде и деньги неплохие, но молодежь к нам не идет. Сейчас среди работников десять пенсионеров, так что со временем проблема будет еще острее. Я с начала года только одного человека на работу принял.
Точка третья (самая больная): НЕЛЕГАЛЫ
– Вы не раз говорили, что немало среди костанайцев тех, кто не заключает договоры на вывоз мусора, но при этом пользуется контейнерами. Както удалось решить проблему?
– Она только усугубляется. Официально в Костанае проживает 265 тысяч человек. Договоров у нас на 186 тысяч. Грубо говоря, 70 тысяч с копейками пользуются контейнерами бесплатно.
– Может, у них договоры с другими фирмами?
– А нет никаких других фирм. С юрлицами в Костанае работают четыре компании, а с физлицами только мы и ТОО «Горизонт-2012», который обслуживает микрорайон «Кунай». Больше никто на этот рынок заходить не хочет, невыгодно.
70 тысяч незаключенных договоров – это не только наши деньги, но и дополнительные площадки, контейнеры. Есть нормы накопления мусора, которые разработаны государством, мы их применяем в расчете на каждого потребителя. Вот и получается, что мусора больше, чем контейнеров. Нас ругают, но в такие нюансы никто не вникает. «Тазалык» во всем виноват, и точка.
Одни платят за вывоз мусора, а кто-то это делает за счет работников нашей компании, которым мы не можем поднять зарплату. Если вы заметили, я сейчас даже не поднимаю вопрос неплательщиков, у которых есть договоры. У нас два юриста сидят на документах, но тут я хоть знаю, с кем судиться...
Яркая иллюстрация: сегодня пришло благодарственное письмо от жителей микрорайона «Аэропорт», которые пишут, что стало чисто. А ведь когда-то и они на нас жаловались. В тот момент при населении 15 тысяч человек в этом микрорайоне договоры с нами заключили только 4,5 тысячи. И что они хотели? Сейчас же ситуация с договорами изменилась в лучшую сторону – не сто процентов, но все же. И картина сразу другая.
– Неужели нет никаких рычагов воздействия?
– Тут все неоднозначно. Министр внутренних дел в ответ на наше обращение прислал письмо-разъяснение, что местные исполнительные власти обязаны предоставлять по запросу коммунальных служб персональные данные. Но на местах нам заявляют, что такой возможности нет. А я считаю, что раз мы живем в век цифровизации, у коммунальщиков должен быть доступ к таким базам.
Это сразу бы решило несколько проблем. Человек родился – попал в базу, умер – тоже данные обновились. Мы, бывает, годами начисления делаем потребителю, которого уже нет. Потом приходят родственники и говорят, что мы бессовестные. А мы откуда знали? Справки нам никто не приносил. Конечно, мы делаем перерасчеты, вопросов нет, но с точки зрения морали это неприемлемо. Поэтому доступ к таким данным у нас должен быть.
Наши контролеры ходят по домам, стучатся в двери, им угрожают, на них травят собак... Но мы не сидим, хотя бы что-то делаем. Проблема в том, что нет контролирующего органа. Участковый, например, может сработать по обращению, но опять же, откуда мы знаем, сколько человек в квартире проживает? Сейчас строят новые микрорайоны, люди покупают жилье, сдают его, так что, боюсь, если ничего не изменится, перспективы не самые радужные...