15 марта – Международный день защиты прав потребителей. Нам в этом плане гордиться особо нечем.
Почти год длился мораторий на проверки бизнеса. Да и сейчас они не дозволены. Потому что не готова почва для того, чтобы запустить новую систему контроля. Впрочем, и она основана на интересах не потребителей, а предпринимателей.
Корреспондент «КН» задал несколько вопросов Светлане РОМАНОВСКОЙ, председателю правления Национальной лиги потребителей Казахстана, депутату Мажилиса Парламента.
– Вы уже четверть века отстаиваете права потребителей. Быть может, у нас в этом плане и проблемто нет?
– Скажу прямо, адекватная система защиты прав потребителей в Казахстане со стороны государства отсутствует. В прошлом году (на базе санитарной службы. – Прим. авт.) было создано Агентство с громким названием. Вскоре его реорганизовали в комитет по защите прав потребителей. Но ведь ничего не изменилось. Работники этого комитета и его подразделений на местах ничего принципиально нового не делают. Защиту прав потребителей осуществляет малое количество организаций, которые существуют на общественных началах.
– Чиновники говорят, что бездействие комитета по защите прав потребителей временное. Связано с тем, что нужно внести поправки в нормативноправовую базу. Но уж очень медленно ведется эта работа.
– Не стоит делать ставку только на контроль предпринимателей со стороны государства. Есть, пожалуй, даже более важная составляющая. В Казахстане долго действовал устаревший Закон «О защите прав потребителей». Но ситуация изменилась. Принят новый, в принципе, хороший закон. И в нем есть статья, которая предполагает наличие обязательного потребительского образования, начиная со школьной скамьи. Вот это очень важно. Ведь в данный момент массовый потребитель не знает даже элементарного. Предприниматели этим пользуются, расслабляются, что в свою очередь стопорит их развитие.
– А дальше цепочка ведет к уровню жизни?
– Верно. Жизнь – это весы. Нетрудно представить, как они выглядят, если на одной чаше груз, а на другой нет равного ему противовеса. То есть сильный потребитель – это большая польза для государства. А у нас привыкли считать, что экономика страны развивается только за предпринимателями, поэтому государство бросает много сил на их поддержку.
– Выходит, придется пока жить надеждами на светлое будущее?
– Я все равно добьюсь введения обязательного потребительского образования. Уже открыли кафедру при Каспийском университете в Алматы, где готовим специалистов по защите прав потребителей. По выходным проводим тренинги, консультируем. Любой желающий может вступить в Национальную лигу потребителей. И пользоваться потом бесплатно услугами ее специалистов. Да, членство в лиге платное. Стоит 15 тысяч тенге в год.
– Но, может, пока не внедрен всеобуч, государству стоит жестче контролировать предпринимательскую среду?
– Эта система бесспорно ослаблена. Какой толк от проверки, о которой предупреждают, как минимум, за несколько дней, а то и месяцев. Я сама лично видела, как в ожидании такой проверки, из одного ресторана в другой перетаскивали холодильник. Каким должен быть контроль? В любом случае к каждому предпринимателю контролера не приставишь. Вопервых, невозможно. Вовторых, нужно работать так, чтобы не мешать развиваться бизнесу. Перепробовано немало вариантов контроля. Результат видим. Но я всетаки считаю, что нужен новый поворот в защите прав потребителей. Это образование.