Не пора ли костанайским культурным учреждениям задуматься о том, как себя пиарить?
Рисунок Владимира Березкина
Запрос общества
Вольно или невольно его выразила жительница Костаная Айгерим Джандильдинова.
– Я стараюсь по возможности ходить в кинотеатр, культурно проводить досуг, – говорит Айгерим. – Обычно про все события узнаю из местных СМИ, в Интернете, но информационная лента там постоянно обновляется и бывает, что новости про какието события уходят «вниз», а искать их нет времени. Да, у нас есть сайт, на котором представлена афиша костанайских культурных учреждений, но там зачастую написано только время и место. А хотелось бы подробностей... О чем этот спектакль, например, или что собой представляет мероприятие в музее... Хоть бы в соцсетях у когото из них была страница.
Такого же мнения и многие читатели «КН». А потому мы решили проверить, насколько наши культучреждения представлены в Интернете.
Театры
Русский драматический. Сайта нет, страниц в соцсетях тоже. Есть закрытая группа для актеров театра, где ребята, видимо, общаются между собой. Афиша представлена в местных СМИ и на сайте afishko.kz. Пиара никакого, саморекламы тоже. Аналогичная ситуация с казахским драматическим театром. А вот приятная неожиданность – Костанайский театр кукол имеет отдельный сайт. Яркий, красочный и подробный. Есть афиша, информация о гастролях, актерах, прошедших событиях, подробная схема проезда. И при наборе фразы «костанайский кукольный театр» в поисковой строке, первой «выскакивает» ссылка на их собственный сайт, а не на справочный ресурс с номером телефона, как в случае со взрослыми театрами...
Музей и галерея
У областного краеведческого музея, который регулярно проводит разнообразные интересные встречи, отдельный сайт есть. Причем достаточно качественный. Новости и афиша, информация о фондах музея, история региона. Все как положено. Музей в этом плане выгодно отличается от своих «культурных собратьев», но все же пока не дотягивает до музея истории Екатеринбурга, например. У него есть страница ВКонтакте, подписано на нее больше тысячи человек, и музейные сотрудники регулярно сообщают там новости «изза кулис», выводят людей на разговор. Вот, к примеру, один из последних: «У нас тут в женской (преобладающей) части коллектива возник разговор о целесообразности приобретения сервиза с супницей. У когото есть супница? Часто ли вы ей пользуетесь? На фото, кстати, набор столовых предметов, среди которых фаянсовая супница начала XX века (живьем можно увидеть на выставке «Эвакуация. Навсегда…»)». Очень ненавязчиво, без лишнего официоза и канцелярских фраз музей приглашает на выставку. И налаживает контакт с посетителями.
У костанайской галереи, в отличие от музея, ни сайта, никакой подробной информации в Сети...
Концертные залы
Полноценный зал, предназначенный только для концертов, у нас один, и это филармония. Как и русский драматический театр, филармония привлекает посетителей афишей перед собственным зданием. Но тот, кто торопится по делам, вряд ли остановится, чтобы прочитать, что же там мелким шрифтом написано. Приятная неожиданность – у филармонии есть сайт. Правда, тут же наступает разочарование. Чтобы пройти с главной страницы далее, нужно выбрать язык – казахский или русский. Выбираешь. А дальше сайт выдает ошибку.
Что в итоге?
Другое дело – частники. Когда один из костанайских клубов вдруг привозит какую-то рок-звезду, пускай и не самую популярную, то тут же начинается масштабная рекламная кампания. Подключаются и соцсети, и яркие афиши.
– Все идет от того, что у нас нет понятия культуры как бизнеса, – считает преподаватель университета КИМЭП, кандидат философских наук Гульнар Асанбаева. – У культуры ведь есть не только просветительская функция, но и развлекательная. А к развлечениям людей нужно привлекать.
И как раз с этим возникают сложности. А ведь и театр, и галеристы, и другие культучреждения, в конце концов, должны думать о собственном заработке.
– Что бросается в глаза – это неразработанность культурной пиарстратегии, а это управленческая проблема, значит, решать ее должно областное управление культуры, – продолжает Гульнар Асанбаева. – Это вопрос стратегического планирования, а его, на мой взгляд, как раз нет. Хотя сегодня без интернеткоммуникаций нет бизнеса, нет культуры, нет просвещения. И это нужно понимать. Думаю, в данном вопросе управлению культуры начинать нужно с себя. Создать сайт, чтобы там была не только информация о руководителе и общая информация об учреждениях, а чтобы он стал мобильным. Афиша, крупные фотографии. И представленность в соцсетях. У Алматинского акимата ведь получается, они над этим работают, получится и у костанайского.
Гульнар Доскалиевна говорит, что у культуры должно быть «двустороннее движение». Чтобы и спрос был, и предложение. Со спросом у костанайцев все в порядке, если многие из них ездят на концерты в другие города и на премьеру в «Астана опера». Теперь дело за предложением. Оно тоже есть. Только его нужно донести современными способами.