Более сотни подростков в республике попали в больницу после прививки от кори. К пострадавшим от поствакцинальных осложнений СМИ отнесли и костанайскую студентку Колканат ТОКТАР.
Неординарный случай
Колканат Токтар уже вернулась к привычному ритму жизни. Из областной больницы ее выписали накануне Женского дня. А двумя неделями раньше, 19 февраля, 18летней студентке отделения казахской филологии КГУ им. А.Бауйтурсынова сделали, как и ее сокурсникам, профилактическую прививку против кори в медпункте вуза. К вечеру ей стало плохо.
Сейчас Колканат чувствует себя хорошо, но вряд ли в будущем она захочет прививать своих детей.
Девушка подумала, что заболела гриппом. Температура была высокой – 39. При этом Колканат не пила никаких препаратов и температуру больше не мерила. Пять дней она пролежала в постели. Ухаживать за ней было некому. Родители решили: пусть дочь приедет домой, в поселок Лесное Аулиекольского района. И та, ослабленная, поехала. Отец Баймурат Ахмедбеков встретил ее в райцентре на машине. Дома она сразу забралась в постель. Мама девушки не успела даже напоить дочь чаем, как та потеряла сознание. Колканат тут же доставили в Аулиекольскую центральную районную больницу. По словам главного врача ЦРБ Сергея Шульгина, «случай был неординарный, поэтому мы госпитализировали ее по линии санавиации в областную больницу». Предварительный диагноз поставили такой: «вирусная инфекция центральной нервной системы, судороги при лихорадке». Республиканские СМИ тотчас написали, что девушка была в коме и во всем виновна вакцина.
Неоднозначно...
Главный врач областной многопрофильной больницы Владимир Стельмах считает, что девушка не впадала в кому.
– Она кратковременно теряла сознание, возможно, на фоне высокой температуры, – говорит Владимир Васильевич. – Были у нее менингиальные проявления, спутанность сознания. К нам ее доставили 25 февраля, а уже на следующий день она, вялая и немного заторможенная, разговаривала.
– Как вы думаете, это реакция на прививку?
– Вакцинация – введение в организм слабовирулентной инфекции, чтобы выработать иммунитет. Все поразному это переносят. Я не могу сказать четко: нет, у девушки не реакция на вакцину, и не могу сказать, что это реакция. Однако, судя по клинике, у меня сложилось впечатление, что это скорее вирусная инфекция, чем поствакцинальное осложнение. Иначе она бы считалась больной корью, и я должен был ее положить в инфекционное отделение, а не в реанимацию. Могу предположить, что в момент прививки у девушки уже была скрытая инфекция.
Колканат осмотрела профессор из Астаны Алма Жусупова, которая встречалась в Костанае с кардиологами и неврологами. И врачи еще раз тоже проверили пациентку, сделали энцефалограмму. Их вердикт – девушка здорова.
– Мы считаем, что это была не реакция на вакцину, а индивидуальное состояние, – уверена заведующая неврологическим отделением областной больницы Амина Каримова. – Девочка – студентка, не исключено, что вирус гдето подхватила, а на фоне прививки он вызвал такую клиническую картину.
Между тем в Шымкенте 16летний подросток пролежал в коме 10 дней после прививки от кори. Он потерял сознание прямо в медкабинете. Заведующий отделением нейрососудистой патологии Больницы скорой медпомощи г. Шымкента Мамыр Даирбеков предполагает, что это «какаято пирогенная реакция на вакцину… Но дальше экспертами будет выставлен окончательный диагноз».
Тем временем Всемирная организация здравоохранения заявила, что индийская вакцина против кори безопасна. Она применялась в 45 странах мира, включая Великобританию, Швейцарию и Нидерланды. Правда, по данным ВОЗ, бывают такие симптомы, как головокружение, обмороки и головные боли, (далее цитирую прессрелиз Минздрава и соцразвития) «реакция беспокойства, связанная с иммунизацией. Такие реакции встречаются часто, связаны с инъекцией, а не с вакциной». Хотя в данном случае слово «инъекция» в данном контексте выглядит несколько странно, ведь инъекция – это всегонавсего укол, который можно сделать и вакциной. Тут больше напрашивается (вспомним комментарии Стельмаха и Каримовой) слово «инфекция».
Врачневропатолог Амина Каримова согласна с международной организацией: если бы все упиралось в качество вакцины, то и пострадавших было больше, а их состояние тяжелее. То есть вакцина проявилась бы как заболевание корью, а это достаточно сложные больные, которые быстро не поправляются. В областной больнице в прошлом году уже лежала непривитая девочка из Аркалыка. Она очень тяжело болела, без осложнений не обошлось.
Если дело не в качестве вакцины, то в чем? Может, отдельные партии оказались негодными? (Ответ на этот вопрос мы узнаем 4 мая, когда обещали обнародовать результаты экспертизы проб индийской вакцины). А может, сей вопрос какимто боком упирается в тех, кто прививку проводит? А потому стоило заглянуть в медпункт КГУ...
Кому стандарты не писаны?
Представьте, в медпункт журналиста не пустили. Мол, нет на месте медработника. А узнав цель визита, дали понять прямо: будь она даже на работе, встретиться с ней не удалось бы. Охранник ещё и стал возмущаться: нашли виноватых! Хотя, согласитесь, такая закрытость медпункта, который режимным учреждением не является, сама по себе вызывает сомнения. Тем более что вопросы к медику есть. По словам Колканат Токтар, о вакцинации она знала лишь одно: после прививки корью уже не заболеет. Ни о последствиях, ни о тревожных симптомах врачи ей ничего не сообщили: «Температуру мне также не мерили, правда, спросили про аллергию, и после прививки меня наблюдали пять минут».
Открываем Правила проведения профилактических прививок. Пункт 12 гласит: «Перед проведением профилактической прививки врачи или фельдшер проводит сбор анамнестических данных путем изучения медицинских документов, а также выяснения данных у лица, подлежащего прививке...» В документе четко указано, что перед прививкой обязательно надо измерить температуру, а «привитые лица в течение 30 минут находятся под наблюдением в медорганизации, где они получили профпрививку». Но с Колканат, по ее словам, такую работу не провели, а спросить, так ли это на самом деле, изза бдительности охранника не получилось.
– Перед проведением прививки врач должен подходить к каждому ребенку индивидуально, – подтверждает и Амина Каримова. – Если есть сомнения, лучше провести тщательный анализ или отсрочить вакцинацию.
Казалось бы, в такой ситуации выход напрашивается простой – усилить контроль над проведением прививок. Однако депутаты сената парламента предлагают ввести административную ответственность для… родителей, отказывающихся от вакцинации детей. Мол, своим поступком они ставят под угрозу здоровье и других детей.
Вполне возможно, что эти поправки появятся в законопроекте «О внесении изменений в Кодекс о здравоохранении». Но не ставят ли депутаты телегу впереди лошади? Ведь родители начали отказываться от прививок, когда в СМИ стала появляться информация о тяжелом состоянии детей после проведеных вакцинаций. И таких случаев, в том числе и связанных со смертями, был не один и не два.
Только детей, особо (это по официальным данным, но предположительно) отреагировавших на эту самую коревую вакцину, в республике 120 человек (по неофициальным 187) из 500 тысяч привитых. Вроде не много – менее 1 процента. Но это большой удар по имиджу вакцинации. Я спросила Колканат, как она теперь относится к вакцине – девочка пожала плечами. Но, став взрослой, она вряд ли будет гореть желанием прививать своего ребенка.
Поствакцинальный синдром
Нужны ли прививки? Часть населения и специалисты, как вы уже поняли, отвечают на этот вопрос поразному. В Киргизии, где от вакцинации против кори многие родители отказывались по религиозным соображениям, врачи предлагали их наказывать за безалаберность.
Запретить отказ от прививок предлагал в свое время Геннадий Онищенко, бывший на тот момент Главным санитарным врачом России. А заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова Михаил Костинов считает вакцинопрофилактику единственным эффективным инструментом защиты от опасных инфекционных заболеваний: «Вопервых, потому что многие эти инфекции протекают очень быстро и приводят или к летальному исходу, или к тяжелой инвалидности. Вовторых, потому что в настоящее время быстро растет распространение устойчивости бактерий к антибиотикам и другим лекарственным препаратам, и в случаях с резистентностью прогнозы на излечение могут быть самые неблагоприятные».
У нас отношение к прививкам либеральное. Во всяком случае, пока. Но родители должны понимать, какие последствия могут ожидать их детей при любом решении – прививать или не прививать. И многие мамочки, по словам заведующей педиатрической службой поликлиники №4 Гайни Шектибаевой, после продолжительных бесед с врачом все же идут с ребенком в прививочный кабинет.
«Прививать надо, – уверен и главный врач областной больницы Владимир Стельмах. – Особенно против кори, и особенно девушек – будущих матерей». А депутат парламента Жабал Ергалиев считает, что разъяснительная работа в отношении иммунизации и вакцинации населения «не проводится на должном уровне». И с ним нельзя не согласиться. Большинство граждан ничего не знают о правилах проведения профилактических прививок.
Но нас, журналистов, в этих последствиях вакцинации смущает одно – общие менингиальные проявления. Мы не врачи. Но может, не стоило проводить иммунизацию подростков в пик эпидсезона? Когда за окном бушует грипп и ОРВИ, всегда есть риск сделать прививку не совсем здоровому человеку...
Людмила КРУГЛОВА
Галина ТЕВС
Фото С. Миронова