У нашей героини, что ни работа, то самые во всех смыслах теплые ощущения. Марина ЖУЛИНА – костанайская мастерица по вязанию. Ее творения – сплошная милота!
Не мужское занятие?!
Мы познакомились с ней в костанайском «Культурном дворике», где прикладникам выделили специально места, чтобы свои работы представлять все лето. Эдакая выставка-ярмарка под открытым небом, но при поддержке облуправления культуры, во дворе которого и разместили проект. Занимается вязанием Марина еще со школьных лет. Кто привил такую любовь к ниткам, спицам и крючкам? «Как всегда, бабушки любимые, – улыбается она. – С детских лет увлечение не отпускает. Сейчас вяжу спицами».
Разноцветные шапочки, носочки, кофточки, шарфики – уменьшительно-ласкательные суффиксы в помощь, ведь мастер ориентируется сейчас в большей степени на детей. Даже вязаная зайчиха цвета морской волны возвращает взрослых в далекое детство. Не зря говорят о таких мастерах: мол, они собственными руками создают свет. Вот и здесь каждая вещь притягивает внимание.
К слову, вязание относят к древнейшим видам рукоделия. Правда, сегодня точную дату его возникновения назвать не могут. Так исследователи установили, что детскому вязаному носочку, найденному в одной из гробниц фараона в Египте, уже более трех тысяч лет. А шелковому платью, связанному металлическими спицами и найденному при раскопках в Каире, и того больше.
Во Франции вязание стало очень популярным еще в XIII веке. Кстати, тогда же стал модным вязаный берет – головной убор в Шотландии. Удивим вас: в то время вязание считалось мужским (!) занятием. И только позже, когда вязание обрело популярность во всем мире, им стали заниматься и женщины. Тут мы вспомним легендарное произведение Гомера «Одиссея». Там Пенелопа в ожидании Одиссея отказывала женихам, объясняя тем, что, мол, не закончила свадебный убор, который вязала своими руками. А сама ночью попросту распускала то, что связала днем. Некоторые скептики считают, что это может быть неверный перевод Гомера: женщина не вязала, а ткала. Но на минуточку напомним, что только вязаную одежду можно быстро распустить и использовать повторно. О как!
Что по душе
Сегодня, несмотря на ежеминутное развитие всевозможных технологий, вязание не просто остается в списке хобби, но и активно развивается. Разрабатывают уникальные и индивидуальные узоры, активно используют новые материалы, изготавливают разные аксессуары – от беретов и шляп до замысловатой обуви.
А о том, что правильно подобранная пряжа – залог качественного изделия, повторяют все прикладники. Обычно используют хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые нити. Кашемир получают из очень редкого сырья, путем вычесывания в определенный сезон шерсти кашмирских коз. Очень дорогой и эксклюзивный материал (кстати, в Костанайской области не первый год животноводы пытаются разводить таких пуховых коз – может, и получится). Среди самых дорогих подарков Папе Римскому – одежда из вязаного кашемира.
Лён тоже становится популярным. Его относят к наиболее крепкой пряже. Преимуществ много: не сжимается, не деформируется при высоких температурах, не садится. Шелк – также достаточно крепкая нить. Легко впитывает влагу, не образует катышков, легко красится и не деформируется. А о шерсти можно, как говорится, стихи слагать!
У нашей героини изделия на любой вкус – одежда, игрушки... «Всех своих, наверное, уже обшили?» – интересуемся у Марины. Та только разводит руками: «Как в той поговорке, сапожник без сапог. В основном для кого-то вяжу. А на продажу – всего второй год».
– Насколько сегодня к вязанию люди проявляют интерес?
– Нужно, чтобы человек пришел, посмотрел своими глазами, пощупал руками, тактильно должно понравиться. А через Интернет, на расстоянии, ощутить невозможно.
– Конкурентов много?
– Да нет же. В прошлом году участвовала в этом проекте. Результатом довольна осталась: много было покупателей. Спасибо организаторам, что нам разрешили.
– А по профессии вы...
– Экономист-бухгалтер, работала и педагогом.
– Но, судя по вашим работам, вы хороший мастер.
– Спасибо. Замечу, вяжут в основном сейчас всё без швов, сверху вниз. Чтобы детям ничего не давило, не мешало, не резало. Я ведь в основном вяжу шапочки и всякие детские вещи. Шерсть найти не проблема, другое дело, что цены на нее растут почти ежедневно. Один моток – от 800-900 тенге и выше. А на каждую вещь уходит не один, и не два таких. На самую маленькую шапочку – минимум два мотка, на костюмчик пять уходит.
– То, что на вас, тоже ваша работа?
– Да, своими руками сделала. Бабушки вязали в основном только носочки, даже шерсть пряли самостоятельно из пуха кроликов, которых специально для этого и разводили. Для этого за прялкой много времени уходило. Это было прекрасное время!