ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Деньги – назад!
2. Оптимисты учат китайский
ЭКСПЕРТЫ:
1. Сергей ЖАЛЫБИН, член Совета сенаторов РК, доктор юридических наук.
2. Габриель ЛАВРИНЧИК, политический и общественный деятель, бизнесмен (Румыния)
С. ЖАЛЫБИН: «...и с деньгами за кордон, в оппозицию»
– Сергей Михайлович, законопроект «О возврате государству незаконно приобретенных активов» в мажилисе. Первое чтение прошел. Параллельно дискуссию ведет общество. Почему вовремя не закрыли эту лавочку?
– Напомню всеобщую эйфорию первых лет независимости. Вся вновь образованная властная вертикаль, да и население в целом, решили, что всё негативное осталось в прошлом. Однако нельзя сказать, что государство устранилось от защиты национальных ресурсов, в том числе финансовых. В 1991 году была создана таможенная служба, на нее легла обязанность обеспечить экономическую безопасность Республики Казахстан. В ноябре 1992 года Указом Президента «О реорганизации финансовой, налоговой и таможенной служб РК» были предусмотрены дополнительные меры, препятствующие вывозу капитала. Но олигархические группы действовали обходными путями. Средства вывозили вне правового поля. Сейчас стоит задача вернуть их в Казахстан.
– Насколько это реально?
– Согласно данным, озвученным представителем межведомственной комиссии по противодействию незаконной концентрации экономических ресурсов, на сегодня возвращено в Казахстан 780 миллиардов тенге, это примерно 1,8 миллиарда долларов США. Но точку ставить рано. Наших денег по миру гуляет много.
– Как проявляется ущерб для государства? Деньги не вложили в проекты и не получили отдачу?
– По существующей на сегодня методике вывоз десяти миллиардов долларов эквивалентен снижению ВВП на 0,01% в год. То есть отток упомянутых 780 миллиардов привел к замедлению роста инвестиций примерно на 0,5% в год. Если пересчитать, это огромные деньги.
– Те страны, куда ушли казахстанские ресурсы, сейчас легко с ними расстаются?
– Если вывезенные из страны капиталы инвестированы в экономику других стран на законных основаниях, то не стоит и заикаться об их возвращении. Но если это сделано незаконно, есть основания потребовать деньги обратно.
Общеизвестно, что вывезенные олигархами средства, как правило, вкладывались не в производство, а в приобретение недвижимости – один из способов сохранить капитал. Американские и арабские страны сквозь пальцы смотрят на казахстанских нуворишей, но Европа в целом не приветствует сомнительные заработки обустроившихся там нечистоплотных лиц. Если нашими службами будут представлены убедительные доказательства, свидетельствующие о незаконности вывезенных средств, то они должны прислушаться к доводам казахстанской стороны.
– Что делают хозяева капитала в таких случаях? И не возникнут ли распри между страной-истцом и страной-ответчиком?
– Задействуют политические рычаги, адвокатов, экспертов. Это неизбежно: за свое имущество владельцы будут бороться. А распри возникнут не между странами, точнее, их структурами, а между нашими капиталистами и фискальными органами.
– Деньги вывозили в 90-х и в нынешнее «летие». С какой интенсивностью?
– Сравнительных данных по объемам капитала, вывозимого раньше и теперь, в открытых источниках не найти. Но в 90-е наши нувориши приобретали скромные квартиры в Чехии, Турции и Эмиратах, а сегодня – виллы и целые комплексы в лучших курортных зонах и столицах мира. Отсюда вывод: средства стали утекать за рубеж в многократно большем размере.
В противодействие этому разрабатывается пласт нормативных актов. И это даст пользу не только в плане возврата незаконно вывезенных средств, но и послужит предупреждением для тех, кто наметил эту дорожку.
– Дорожка нередко ведет в якобы оппозиционеры.
– Нас должен беспокоить вывоз денег именно с политического поля. Почему? Крупные предприниматели вкладывают средства туда, где бизнес принесет наибольшую прибыль – хотя бы и в дальнем зарубежье. Не всегда в рамках закона, но в целом явление не только нашей страны. Когда под маркой бизнеса деньги отправляют политики, люди из власти или их родственники, это надо оценивать с антикоррупционных позиций. Каким путем заработаны? С какой целью вывозятся?
Вспомним Кажегельдина, Аблязова, Смагулова и многих других, кто почувствовав, что им заинтересовались органы, объявил себя оппозиционером, предварительно нахапав миллиарды, отбыл в дальние страны. С позиций сегодняшнего дня можно упрекнуть законодателей в том, что не были разработаны эффективные барьеры на их пути. Сегодня, вступая с ними в борьбу, наживем внутренних врагов. Но имидж государства и власти при этом только укрепится.
Г. ЛАВРИНЧИК: «Стоимость человека растёт с владением языками»
– Господин Лавринчик, если верить Интернету, мир захлестнул бум на китайский язык. Лично у вас, полиглота, как с китайским?
– Бизнесмены и политики во всем мире внимательно следят за данной тенденцией. Лично я имею в бизнесе китайских партнеров. Общаемся очень тесно, почти ежедневно, на английском языке, но по ходу я научился нескольким выражениям и словам по-китайски. У меня в Китае есть два хороших друга, они румыны. Один – журналист, второй женился на китаянке и занимается бизнесом в этой стране. У меня много раз в голове с размахом складывалось намерение учить китайский язык, но для этого нужно много времени. Есть поговорка: «Выучить иностранный язык – значит, иметь еще одно окно, через которое можно хорошо видеть мир». Китайский открывает большое окно.
– На каком языке чаще общаетесь, когда выезжаете за границу?
– В бывшем СССР на русском. В Европе – на английском, испанском, итальянском. Владение иностранными языками помогает в общении и правильному пониманию разных культур. Без сомнения, знание языков избавит вас от ксенофобии, расизма и нетерпимости. Наш румынский философ, который всю жизнь провел на чужбине – во Франции, –Эмиль Циоран, сказал: «Мы, все люди, не живем в определенной стране – живем в языке». На африканском континенте Нельсон Мандела учил свой народ: «Если вы говорите с человеком на языке, который он понимает, вы обращаетесь к его уму. Если вы говорите с ним на родном языке, вы обращаетесь к его сердцу».
В этом плане возникает много преимуществ – финансовых, профессиональных, культурных. Ваши семейные путешествия, как и обучение языкам, укрепляют духовные отношения и развивают мозг ваших детей.
Мой дедушка, когда был в плену в военном лагере в СССР, с помощью русского языка успешно общался с советскими надзирателями и легко нарисовал русскими словами свою душу и показал, кто он есть на самом деле по жизни, что он не фашист. В ответ советские поняли и открыли ему душу, дали шанс на выживание, помогали и лечили его, когда сильно заболел там, в лагере.
– Какие языки учат в Румынии?
– У нас официально в государственной школе учат как иностранный – английский, французский, немецкий, испанский, русский, китайский, японский, норвежский, финский. К китайскому в Румынии интерес растет с немалой скоростью – больше и больше учеников и студентов учат этот язык. Он имеет два значительных преимущества: КНР стала самой мощной экономической силой в мире, а китайский язык – наиболее распространенный по количеству его носителей. Он все чаще востребован транснациональными компаниями. Будущее принадлежит тем, кто владеет иностранными языками. Стоимость любого человека растет с каждым языком, который он знает.