Они «светят» в недавно открытом костанайском кабинете арт-терапии для особенных детей. Целая стена ярких теплых рисунков, сделанных маленькими пальчиками, – предмет гордости ребятни и радости их родителей.
Точка, точка, запятая...
Четырехлетний Леша сосредоточенно разукрашивает корову. Буренка необычная: белая в желтых пятнах. Но Леша – художник, он так видит. Правда, объяснить это сам пока не может.
– Леша слышит с помощью речевого процессора. Ждем, что вот-вот заговорит. На занятия бежит всегда с удовольствием. Я даже не думала, что он может столько времени сидеть на одном месте. Сынок у нас – непоседа, – улыбается мама мальчика Антонина Бурлакова.
Пятилетняя Элина заинтересованно посматривает в сторону корреспондентов. Потом тянет свой рисунок. Это пони из известного мультика. Девочка его обожает и охотно перечисляет всех героев. – У нее большие крылышки, она ими летает, – объясняет малышка.
– А ты умеешь летать?
– Нет, – хохочет девочка и машет руками, как будто пытаясь оторваться от стула.
У Элины задержка речевого развития второй степени. Рисуя, она заодно развивает и мелкую моторику. Неслучайно говорят, что речь у детей находится на кончиках пальцев. Чем точнее их движения, чем они послушнее, тем лучше и чище говорит ребенок.
Дело в удовольствие
Обстановка на уроках самая что ни на есть неформальная. В любой момент можно встать, походить по кабинету, размяться, поиграть сенсорным песком.
– Некоторым сложно усидеть час на одном месте, – говорит преподаватель Анастасия Петренко. – И у нас нет приоритетной задачи научить детей рисовать, правильно выстроить композицию. Главное – чтобы они получили удовольствие. Мы работаем по разработанной программе, но к каждому ребенку подходим индивидуально. Например, на этой неделе по плану рисование пальчиками и ладошками. Но есть дети-чистюли, они не любят пачкаться. Для них мы придумываем другие задания – даем карандаши, раскраски. По ходу беседуем: спрашиваем, что они рисуют, подсказываем, какие цвета лучше взять...
Родители все это время находятся в коридоре. Первое время настороженно прислушивались и вскакивали при любом звуке: часть детей находится на домашнем обучении, и выход в социум для них стал выходом из зоны комфорта. Но спустя пару недель занятий малыши пообвыкли.
– Адлет в этом году пойдет в первый класс. У него детский аутизм, поэтому сейчас так важно привить ему усидчивость, – говорит мама мальчика Ляззат Жунусова. – Я вижу, что ему очень нравится, дома он тоже рисует.
Мелочь, а приятно
В зале напротив шумно и весело – там проходят занятия ЛФК. Тренер Садыль Байдаулетов учит пятилетнего Сережу кидать мяч в кольцо. Первый блин комом, и мальчик, пытаясь облегчить себе задачу, все время подбегает поближе.
– Сережа физически здоров, таким детям мы даем упражнения на осанку, укрепляем мышцы спины, – говорит тренер. – Им ведь завтра в школу идти, ранец носить... Помогаем тренировать все, что пригодится в обычной жизни – силу, ловкость, выносливость. Есть дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. С ними, конечно, совсем другие занятия – все зависит от диагноза и потребностей ребенка.
Еще чуть дальше по коридору кабинет с огромным количеством развивашек. Сортеры, липучки, пазлы, лото, пирамидки, шнуровки... В общем, все, что пойдет на пользу маленьким пальчикам. Здесь с детьми занимаются дефектолог и логопед. Их главная задача – превратить занятия в увлекательную игру, поэтому педагоги все время в поисках идей. Часть пособий они даже смастерили сами.
На подоконнике гора обычных пластиковых крышечек. Удивительно, но многие дети отдают предпочтение им, а не дорогим развивающим игрушкам. Эти разноцветные кругляши – настоящие сокровища, клондайк для игр. Их можно сортировать, выкладывать в определенной последовательности, дополнять ими картинки, построить из них башню... А еще дети любят их просто перебирать и... нюхать. Многие крышки еще сохранили запах колы или лимонада.
Желающих больше, чем мест
Коррекционный центр филиала ОО «Детская инклюзивная академия» по Костанайской области открыли совсем недавно – 3 июня. Сейчас его посещают 94 ребенка от 4 до 17 лет. За занятия родители не платят ни копейки. Кабинет арт-терапии живет за счет государственной программы подушевого финансирования творческих кружков. Логопед, дефектолог, психолог и ЛФК – бонус от республиканского общественного объединения.
Как говорит директор Лязат Ерденова, сарафанное радио быстро сделало свое дело. Образовалась большая очередь из желающих. По многочисленным просьбам родителей было решено добавить еще 24 места.
– В день у нас потоками занимаются 32 ребенка, – говорит Лязат Ерденова. – Кто-то ходит только в арт-кружок, кто-то еще и со специалистами занимается. Все зависит от диагноза. Если в справке ПМПК написано, что ребенку нужен психолог, мы предоставляем такие консультации. Есть проблемы с речью – подключаем дефектолога и логопеда. Договор с родителями заключаем на два года и девять месяцев.
Срок солидный. И планы у общественного объединения амбициозные. Есть задумка расширить спектр услуг, а в будущем еще и открыть начальную инклюзивную школу