Качарский карьер называют жемчужиной железорудного дивизиона ERG. АО «ССГПО» продолжает наращивать объемы добычи именно на этой площадке, но рудничан беспокоит перспектива разработки Южного Сарбая.
Новый этап
Запасы на рудненской площадке истощаются. По данным АО «ССГПО», Сарбайский и Соколовский карьеры дорабатывают. По прогнозам, в каждом из них осталось запасов на три-четыре года. Однако на южном борту Сарбайского карьера стартовали вскрышные работы, по итогу которых в компании ждут прироста запасов. Речь примерно о десяти миллионах тонн.
– Когда карьером отрабатывать нечего, добыча переходит в фазу подземных разработок, – пояснил ситуацию генеральный директор ССГПО Сергей Напольских. – У нас в шахте «Соколовская» идет отработка нижней части месторождения. И принятие решения о дальнейшей ее работе будет определять экономика. Сегодня подземный способ добычи – дорогое удовольствие. Себестоимость очень высокая. Вероятно, что эти запасы могут быть заморожены.
По этой причине Качарское месторождение, запасы которого составляют 860 миллионов тонн руды, становится ключевой площадкой для компании. Даже при ежегодной добыче порядка 30 миллионов тонн этих запасов хватит на три десятка лет работы. Сама руда неплохая, но специалисты признают, что у нее свой характер, требующий особых подходов и внимания. В том числе эти особенности качарской руды требуют от руководства ССГПО поиска новых источников железорудного сырья.
Южный Сарбай
Разработка этого месторождения стала камнем преткновения. Здесь немалые запасы – около 200 миллионов тонн. Но само рудное тело лежит слишком близко к жилой зоне. Так, санитарно-защитная зона, а это километр в окружности будущего карьера, задевает железнодорожную станцию, жилые дома, дорогу. Чтобы решить вопрос переноса этих объектов, включая переселение людей, нужно многое просчитать. В том числе понять экономическую выгоду от разработки месторождения, а также затраты на переселение людей и перенос объектов.
Потому пока вскрышные работы, а на их завершение требуется еще несколько лет, приостановили. Само месторождение официально на консервации. Еще один аргумент в пользу остановки процесса – нехватка финансов из-за снижения объемов реализации продукции.
– Мы не ставим приоритетной задачей идти туда и что-то делать, – отметил Сергей Напольских. – Взяли паузу, будем искать варианты. Сегодня есть технологии безвзрывного способа добычи. Надо попробовать, насколько руда будет поддаваться этой технологии.
Пока Качарское месторождение и южный борт Сарбайского месторождения – самые крупные источники руды для ССГПО. Есть и другие месторождения, но не настолько богатые. Хотя если взять на вооружение другую технологию обогащения, то альтернатива имеется. И речь о сотнях миллионов тонн запасов руды. В том числе Аятское месторождение. Его минус в повышенном содержании фосфора. И это рудное тело ждет своего часа, вернее своей технологии.