Кто дергает героев за ниточки?
– Дмитрий Максимович, Первая мировая война началась с убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, наследника престола Австро-Венгрии, и его супруги Софии. Город Сараево тем и знаменит. Стрелял босниец, студент Гаврило Принцип – борец за независимость. На Балканах ему с тех пор устанавливают памятники. Без его выстрелов не было бы жесточайшей войны?
– Историки разделяют причины и поводы к войне. Поводом нередко бывают провокации. Вторая мировая точно была спровоцирована Гитлером, Первая началась с трагедии – сначала для семьи эрцгерцога, а потом стремительно для мира. Те, кто готовил студентов, включая несовершеннолетнего Гаврило Принципа, были влиятельными лицами: чиновники, офицеры из генштаба Сербского независимого государства. Но нельзя считать, что это чисто сербская идея. В группу вошла молодежь от разных этносов, и памятники Принципу стоят не только в Сербии, есть в Боснии и Герцеговине. В Хорватии памятника нет, хотя там были свои мстители, «Черная рука». Кто этой «рукой» управлял?
Подготовка к большой войне шла давно. Великобритания, Франция, Германия, Россия наращивали вооружение. После убийства эрцгерцога АвстроВенгрия в связке с Германией объявила ультиматум Сербии. Когда стали обстреливать Белград, Россия, как союзник Сербии, объявила всеобщую мобилизацию, потом из-за этого Запад пытался все свалить на Россию. Германия потребовала отменить мобилизацию, не дождавшись, объявила России войну. В Белграде стоит памятник Николаю II с надписью на сербском: «Все мои усилия будут направлены к соблюдению достоинства Сербии».
– Для империи и императора союзнические обязательства обернулись катастрофой.
– Рухнула не одна империя. К этому привели не только выстрелы в Сараево и не только чьи бы то ни было союзнические обязательства. Страшные заговоры одиночками не делаются. За Принципом стояла организация и тщательно продуманная операция по устранению наследника престола – с далеко идущими планами.
Борьба за независимость была лишь ширмой. От кого независимость? Сербия была в то время независимым государством. Сегодня считается недоказанным, что заговор готовили власти Сербии. Сербы сразу открещивались, офицеров, которые участвовали, правда по другому делу, приговорили к высшей мере, расстреляли. Однако в 21-м веке все они стали героями, по крайней мере Гаврило Принцип. Есть памятники ему и улицы в честь него. В бывшей Югославии он национальный герой, как это ни парадоксально для провокатора мировой войны. Кто дергает героев за ниточки, кто понимает, что в итоге может быть война, те остаются за кадром.
Недоучка или пророк...
– Вы говорите, что борьба за независимость была ширмой, а Гаврило Принцип в тюрьме, где умер в 1918 году, написал стихи «Наши тени будут бродить по Вене», в которых угрожал всем властителям – в Нью-Йорке, в Кремле и т.д. Недоучка или все-таки пророк?
– Когда возникает потребность в пророках, их находят. Так же как и стихи, афоризмы, что угодно. Для чего? Чтобы поджечь новые поколения – на борьбу, на войну, сопротивление чему-то или кому-то. Своего рода провокации, но история обходилась и без них.
Без пафоса
– Войны начинались и без пафоса?
– Например, русско-турецкие войны, историки насчитали их одиннадцать. Стороны не прибегали к мелким дрязгам. Сначала дипломаты вели переговоры, а когда они заходили в тупик, начинали говорить пушки.
– Для чего развязываются войны? На какие вопросы могут ответить пушки?
– Слова «бряцание оружием» не могут раскрыть истинные цели войн. На публику никто не объявляет, для чего нужна та или иная война. Хотя объяснения находятся, но упрощенные или вообще не о том. Например, в ходе Первой мировой войны Российская империя хотела выйти в Средиземное море, захватить Константинополь. Союзники, правда, обманули, кинули, как сейчас говорят в таких случаях. Хотя до сих пор российская сторона считает, что, оставшись в составе Антанты, империя достигла бы и этой, и других целей, например репараций. Главная цель любой войны – узконациональные интересы той и другой воюющей стороны.
Иными средствами
– Хорошо или плохо отстаивать узконациональные интересы?
– Это ключевой вопрос на все времена. Например, Франция в Первой мировой войне сражалась за то, чтобы не повторились провалы Франко-прусской войны 1870 года, когда она потеряла Эльзас и Лотарингию – надеялась их вернуть. Германия зарилась на французские и английские колонии, но открыто об этом не заявляла, потому что это была захватническая стратегия, одобрения которой в международном масштабе не могло быть.
Как говорил военный теоретик Клаузевиц, война – это продолжение политики иными средствами. Да, война – это большая политика, достигающая горячей фазы с тем, чтобы добиться тех или иных целей. У них есть публичные версии и есть скрытые.
Напомню о знаменитой Крымской войне, когда Англия и Франция плюс Сардинское королевство в союзе с Турцией и другие участники воевали против России. Казалось бы, у христианской Западной Европы не могло быть общих интересов с исламскими государствами. Шум тогда подняла Франция – сначала дипломатическими методами оспаривала контроль России над церковью Рождества Христова в Вифлееме. В середине 19-го века уже нелепо было об этом говорить, но война вспыхнула, к тому же с участием мусульманского мира.
Поражения и реванши
– Крымская война была вполне общемировой, от черноморского побережья до Дальнего Востока, с большим количеством участников. Поражение одних через годы толкало их к новым войнам?
– Можно и так говорить. Например, Османская империя приходила в упадок, ей помогали удерживать Константинополь от натиска египтян европейские государства, включая Российскую империю. В то же время Россия хотела освободить православные балканские государства от исламского владычества. Великобритания и Австрия были против, к тому же рвались на Черноморское побережье Кавказа, относившееся к Российской империи. Державы сцепились в смертельной схватке, Россия ее проиграла, но, как известно, на этом не остановилась. Севастополь и часть Крыма были оставлены, но империя их вернула, так же и кавказские рубежи.
– Есть такие географические точки, которые снова и снова становятся театром военных действий?
– Мы это видим и сегодня.
В пользу «миллиарда»
– Сегодня, говорят, войны идут в пользу «золотого миллиарда». Вы как к этому относитесь?
– Конспирологическая версия с целью оправдания нынешней геополитики. Одни якобы считают, что нельзя перегружать планету. Ей хватит миллиарда человек, чтобы наступили мир и полное довольство. Другие с этим тезисом готовы воевать. Не могу сказать, что на сто процентов «золотой миллиард» – миф. Версия имеет право на существование. Скажу другое: когда-то землян было меньше, чем миллиард. Но войны были и тогда.