Два года в Лисаковске действует Центр оказания специальных социальных услуг. Хорошее дело, но есть проблемы.
Мечты...
Раньше в этом здании был дом престарелых. В 2021 году учреждение перепрофилировали. Теперь здешние постояльцы – люди с психоневрологическими заболеваниями. Директор Жанна Штангей поделилась – проблем много. На их решение нужны большие бюджетные вложения и, само собой, время.
«В апреле этого года я назначена директором. Здание мало приспособлено для проживания маломобильных людей. У нас нет лифтового оборудования, – говорит Жанна Анатольевна. – Человек, который передвигается на коляске, живет на первом этаже. Мы не можем его поднимать на второй этаж даже на мероприятия, только если на улице».
Директор с печальной надеждой в голосе добавляет: «Мечтаю, чтобы здесь поставили спортивную площадку. Вот, вижу, как она удачно здесь впишется, – показывает на голый асфальтовый квадрат. – Ведь некоторые наши услугополучатели призовые места с соревнований привозят. А у нас даже тренажеров нет. И покрытие бы безопасное... Это обойдется в 15-18 миллионов тенге плюс установка».
Чуть поодаль зеленеют кусты картофеля. За огородом-садом ухаживают постояльцы – оттого особенно приятно зимой из заготовленной замороженной вишни, например, сварить компот. Да, все, что выращивают услугополучатели, они же с радостью и используют. Есть в центре отдельная оборудованная кухня – как дома.
В процессе
Между воротами в центр и асфальтом сложно не заметить просвет – расстояние такое, что вполне себе солидного телосложения человек может пролезть под воротами и оказаться за территорией (на верхнем снимке). К сожалению, этой зимой прецедент для повышения уровня безопасности был создан. Один из постояльцев покинул территорию. Закончилось печально. Тут же провели служебное расследование. К дисциплинарной ответственности привлекли сотрудников, прежнего директора уволили.
– Похоже, нужно выходить на спонсоров, чтобы дали хоть какой-то материал – закрыть этот просвет. Из глобального: асфальт бы поменять и самое главное – нам нужен санитарный автомобиль. Подавали заявку, пока нет решения. В прошлом году такой автомобиль стоил порядка 20 миллионов тенге. Продолжим просить, нам он необходим.
70% пенсий по инвалидности и по возрасту уходят на обеспечение, проживание в центре. 30% остается на личных счетах. Но прикасаться к ним центр, будучи опекуном, не имеет права.
– Кто-то, например, хочет краску для волос или одеколон, крем... Все ведь живые люди со своими потребностями. Но ни в одном документе не прописано, что является личными нуждами, – рассказывает Жанна Анатольевна.
Алия Мекебаева, заместитель руководителя управления координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области, рассказала, что в этом году в планах начать капитальный ремонт в аркалыкском и костанайском центрах. Разработана проектно-сметная документация.
– Еще выделены дополнительные средства из областного бюджета для карасуского центра – на благоустройство территории. В пешковский центр – на приобретение водогрейного котла, – прокомментировала Алия Мекебаева. – В июне провели обследование и проверили техническое оснащение здания центра в Лисаковске. Сделали заключение, что лифт установить можно. Что касается денег на личные нужды – пока законодательством не предусмотрено, на что можно тратить эти 30%. Мы направляли запросы в министерство, ждем ответа...