Узункольская Пресногорьковка стоит по колено в грязи. Зимой, говорят сельчане, будет стоять по пояс в снегу. Зато трава – и какая! – здесь выше человеческого роста.
Озеро Пресное, известное всему региону, утопает в цианобактериях (читайте: в грязи). Оно расположено на въезде в Пресногорьковку. Хотя теперь вернее говорить, что на выезде – сельчане бросают свои дома и уезжают из деревни прочь.
Колдобины да выбоины
Те, кто хоть раз посещал Пресногорьковку, знает, что дорога от райцентра до села просто адская. Она так плоха, что не дай вам бог клацнуть зубами – последних лишитесь. Корреспонденты «КН» преодолевали отрезок пути в 70 км больше полутора часов.
Именно дороги и стали причиной нашего визита в отдаленное село. Только другие, сельские. Перерыты они уже несколько лет, приносят множество неудобств. А перерыли их в рамках проекта по водоснабжению села. Дело, которое задумывалось как хорошее, растянулось на лишние девять месяцев.
– Сначала раскопали все село, потом пытались кое-где заровнять. Еще и года не прошло, а они уже опять копают, – рассказывает сельчанин Василий Смук. – Делают все неправильно. Я хоть и не специалист, но понимаю – края дорог обваливаться не должны. И засыпать пластиковые трубы комьями мерзлой земли в конце ноября – это тоже не нормально.
Не улица – заброшка
Проживает Василий Константинович на улице Кирова. Дома здесь старые, дореволюционные. Километровую траншею рыли в прошлом году. Уж год, как улица превращена в болото. Посреди нее распластались невысыхающие лужи с роями насекомых. Воняет.
– Дождь прошел четыре дня назад. А не сохнут лужи, потому что во время ремонта слой хорошей почвы сняли, а наверх подняли глину. Здесь ходить невозможно, даже в жару скользко, – объясняет Василий Смук.
Конца и края равнодушию властей и недостроителей нет, говорит пенсионер. Улица заросла, будто дикая. Жирная конопля здесь выше человеческого роста. В деревне вообще очень много непролазной чащобы из деревьев и кустарников. В такие дебри без электропилы не пролезть.
– А вы думаете, почему от нас люди уезжают? Потому что нет ничего хорошего. Жизнь в деревне и так несладка, а тут еще и равнодушие такое, – рассказывает сельчанин. – Я лично на приеме у акима был пару недель назад. Он сказал, что дороги будут подсыпать. Знаете, кто в итоге подсыпает? Я. С ведром и боковой грыжей.
По-над дорогой...
...кучи куч. Те самые, которыми должны засыпать дороги. Однако они стоят нетронутые, многие заросли бурьяном. Сами дороги в мощных ямах и колодцах без единого упреждающего знака. Это чудо, говорят сельчане, что никто не убился.
– Ладно, скот упадет – дело наживное. А если ребенок? Ведь везде оставили кучи и дыры. Как нам ходить? Врачи теперь по грязи ходят, еле-еле продираются по нашим адресам. Глина везде, на машине не проедешь. Спасибо медикам – все равно идут, не бросают нас в беде, – отмечает Смук.
Эту речь подхватывает Надежда Фомина, сухонькая старушка 82 лет. Она искренне плачет от обиды. Ей и раньше на ходунках было тяжело передвигаться, а теперь вовсе невозможно.
– Дорога хоть и грунтовая, но раньше ровная была. Хожу теперь и падаю, очень тяжело мне, – поделилась одинокая женщина.
Те самые вонючие лужи, кстати, подходят прямо к ее дому. Как бы вода в подпол не зашла.
Еще одна сельская беда – сучья. Сухие и срезанные, они большими кучами навалены по всей Пресногорьковке. А это уже прямая угроза пожарной безопасности людей.
На огонёк
Застать акима Пресногорьковского сельского округа Тастемыра Турсунбаева на рабочем месте нам не удалось. Его избрали еще в июне текущего года, но на стенде с официальной информацией – приемными днями и часами работы – данных о нем не оказалось вовсе. В итоге беседа с народным избранником произошла в акимате Узункольского района. За исключением последних шести лет, Турсунбаев руководил округом почти двадцать – это к сведению.
О недовольстве населения аким знает. Говорит, что приглашал бригадира, тот обещал исправить дорожные недочеты. Не исправил.
– Повлиять каким-то образом, принудить подрядчика к действиям – этого я не могу, нет полномочий. Они также обещают вернуть плодородный слой почвы, убрать дыры на дорогах, – объясняет Турсунбаев. – Что касается обрезанных веток, это действительно большая проблема. Это электрики их выпиливают и бросают. Говорят, что у них не хватает людей, некому их убирать. В итоге я прошу своих общественников вывозить их на свалку. Много ли на телеге увезешь? Там целая подушка из веток, годами складировали. Если она, эта подушка, загорится – вспыхнет весь поселок. Но что я могу? Только просить, договариваться с энергетиками да письма слать...
Выяснилось, что в округе аж пять общественных работников и три рабочих триммера для покоса травы. Почему же деревня зарастает сорняком?
– В первую очередь взялся за социальные объекты, там косим. Доберемся и до Кирова, – говорит аким. Но когда доберутся? Уж скоро осень.
Одичавшие кустарники, судя по всему, никуда не денутся. На их выкорчевку денег в бюджете нет. Вся надежда на местные предприятия. Однако возьмутся ли они за очистку села? Видно ведь, что раньше не брались.
И напоследок. Когда автор готовила публикацию, везде напрашивались многоточия. Видно, неспроста – дорожная эпопея, как стало известно, в Пресногорьковке не закончится и в этом году. По данным, предоставленным руководителем аппарата Узункольского района Нурсултаном Абилкаировым, свои обязательства подрядчик – ТОО «Байсын-А» (СКО) – не смог выполнить даже после заключения допсоглашения. А это прямая дорога в суд.
– Работы начаты в 2021 году, срок завершения – 30 ноября 2022-го. 8 декабря того же года заключили допсоглашение сроком до 30 июня текущего года. Они вновь не успели. Отдел архитектуры района будет подавать на подрядчика в суд, признавать недобросовестным, – пояснил чиновник.