Это определение к нему подходило, как никому из местных художников. Сегодня в картинной галерее Костаная проходит выставка «Восхищение жизнью», посвященная памяти известного живописца Александра ЗАХАРЧЕНКОВА.
С натуры
Монументалист, график, лауреат всевозможных премий, член Союза художников РК, участник областных и всесоюзных, республиканских и международных выставок. Это все об Александре Захарченкове, чьи работы сегодня украшают не только музеи и выставочные залы Казахстана, но есть и в частных коллекциях России, СШ А, Ф ра н ц и и, Англии, Германии, даже Эфиопии.
А еще он был, бесспорно, самым плодовитым в творчестве. Картин с автографом Александра Васильевича не одна тысяча! С 1983 года на его счету более трех десятков персональных выставок. И на каждой только самые последние работы.
Как отмечают коллеги-художники, его работы имеют особенный цветовой строй. Они наполнены солнцем, завораживают жизнелюбием и вдохновением. Еще бы: он любил писать, как говорится, с натуры, зачастую прямо на холст, минуя стадию эскизов и подготовительных этюдов. Его особая любовь была к пейзажной живописи. Все времена года в его картинах наполнены особой поэтичностью.
Вот и во время последних наших встреч Александр Васильевич был полон новых идей...
О самом интересном
– На пленэрах я не делаю набросков и тем более фотографий. Сразу пишу красками. С чего все начинается?.. Это происходит не вдруг. Чего лукавить, наработан профессионализм. И твое внутреннее состояние уже требует: работаем, работаем, работаем. Конечно, это происходит не сразу – мол, всего лишь миг и моторчик заведен. На это нужно время. Хотя для меня брать кисти и краски в руки – каждодневная работа. Плюс подсознательное восприятие лучшего ракурса, лучшего цветосочетания. В итоге каждый художник, я точно, создает свою внутреннюю культуру.
Если перед тобой есть линия горизонта, то этого уже достаточно, чтобы увидеть самое интересное. Дерево взять чуть левее, здание поставить подальше, небо – поглубже. В голове это созревает моментально. Хотя раньше рисовал отдельно здание, отдельно небо.
О цвете
– Кому-то покажется, что у меня под рукой всегда зеленый. Чаще пишу пейзажи. Ан нет, з а ве ря ю, ве сь спектр красок важен. Но признаю, что цветовой строй у каждого художника свой. Это как почерк. Я люблю солнце. Поэтому нередко применяю желтый, золотистый, как самый теплый оттенок. Вообще черпаю вдохновение прежде всего из природы в ее первозданном виде.
А теперь признаюсь: мой любимый цвет – болотный. Ведь он по-особенному бархатный. Хотя я пишу и открытыми цветами. Зеленый, оранжевый, желтый – состояние солнечное. Но с болотным мне работать приятнее. Кстати, делаю его из сочетания как раз трех вышеперечисленных цветов. Его всегда намешиваю заранее, в мастерской, и сразу целую баночку.
О музыкальности полотен
– В молодости не думал, что изобразительное творчество станет моей жизнью. После окончания музыкальной школы, там я учился по классу баяна, меня направляли в музучилище. Но что-то мне это было не по душе. Я любил рисовать. Начинал как самоучка. И замечу, приемы в живописи и графике, как и те же приемы в музыке. Очень родственное творчество. И там, и там нужно разворачивать тему ритмически через формы, опять же цвет. Для меня результат – это когда стоишь у готовой картины и... слышишь музыку. Попробуйте услышать!
Сам я к баяну уже давно не прикасался. Однажды работал как скульптор, у меня рука соскользнула – отпилил болгаркой себе палец. Пришили, но не сгибается. Однако музыку люблю. И слышу ее, когда прихожу на выставки коллег или сам заканчиваю работу, как зритель смотрю. Почему так много пишу? Это как потребность дышать, а здесь – просто работать. Люблю работать, люблю жить.