Водитель маршрута под номером 13 попал под суд. И он не согласился с иском на пять миллионов тенге к своему перевозчику.
Водитель автобуса и пассажир – союзники или противники?
В центре внимания
В августе в социальных сетях появился ролик с водителем костанайского автобуса. Мужчина на остановке как будто на короткое время теряет сознание, а потом приходит в себя. И так несколько раз. Как ни странно, самые популярные комментаторы встали на сторону водителя. «А вы поработайте с 6 утра до 12 ночи. Чем снимать, лучше бы подошли и предложили помощь». Однако и волнение автора видео понятно. Автобусы нередко попадают в информационные ленты и полицейские сводки.
3 августа областной суд огласил решение по апелляции водителя 18-го маршрута, который в октябре 2022 года совершил смертельный наезд на девочку 11 лет (на пересечении пр. Аль-Фараби и Абая). Приговор остался без изменения – 2,5 года колонии минимальной безопасности и выплата семье погибшей пяти миллионов тенге. В конце июня городской суд рассматривал менее резонансное, но показательное дело.
Фабула
26 апреля 2023 года Оксана Ильиных ехала в автобусе под номером 13. Автобус задержался на остановке «Емшан», и Оксана попросила водителя показать график движения. Он висел на панели, прикрытый бумагой. Водитель Арман Шаймерденов показал его, но Оксана не увидела.
– Я потянулась, чтобы рукой поднять бумагу, и в этот момент он ударил меня по руке. Так как водитель никак не извинился, я поехала на автобазу ИП «Брунер», где работает Шаймерденов.
Оксана не стала сразу устраивать скандал в автобусе, вернулась на пассажирское место. Но потом зафиксировала синяк на руке в травматологии и на следующий день пришла на автобусную базу ИП «Брунер».
В мае специализированный суд по административным правонарушениям Костаная признал Шаймерденова виновным по ст. 73-1 КоАП РК (умышленное причинение легкого вреда здоровью) и назначил административное наказание – штраф в размере 15 МРП (51750 тенге). Областной суд оставил решение без изменения. В июне Оксана Ильиных подала иск к ИП «Брунер» на пять миллионов тенге о возмещении ущерба.
Первый день
Ответчик, водитель Арман Шаймерденов, водит автобус уже десять лет. За это время он зарекомендовал себя как водитель класса D. По установленной градации этот класс самый высокий. Единственное ограничение для обладателя этого допуска – наличие и масса прицепа. При этом водитель должен достичь 25 лет, иметь общий стаж работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет по категории D1 (перевозчики просят снизить стаж с трех до одного года – по причине дефицита молодых водителей. – Прим. ред.). Много ли людей, согласных на работу в автобусных парках? Нет – судя по тому, как ИП «Брунер» защищал своего работника.
Оксана Ильиных часто повторяет: «Он меня ударил!» и создает эмоциональный фон. Нельзя бить женщин – это закон и постулат. Если бы в зале были незаинтересованные наблюдатели – они бы встали на сторону женщины. Арман Шаймерденов на первом заседании суда молчал. А если брал слово, то был неубедителен. И представитель ИП «Брунер» Сергей Фахрутдинов не был особенно красноречив. Как и свидетели.
В кулуарах суда ответчик обратился ко мне:
– Эта женщина не дает мне покоя, а ведь я ей ничего и не сделал.
– Все так говорят. Суд разберется.
– На это и надеюсь. Я точно ее не бил...
Здесь надо отметить, что в суд газету пригласили и истец, и ответчик независимо друг от друга.
Второй день
На втором заседании суда участники познакомились с видео эксцесса и с аудио Оксаны Ильиных в автобусном парке ИП «Брунер». Женщина разговаривает на повышенных тонах, спорит с работниками, скандалит. Сторона ответчика назвала это истерикой.
На видео Арман отталкивает руку Оксаны – хотя видео такого качества, что истец заявила – оно замедленное. Оно не замедленное – просто плохого качества, как стробоскоп, непрерывная серия коротких кадров. Нельзя понять – оттолкнул водитель руку пассажира или ударил. Лично мне показалось, что оттолкнул. Но точно не бил водитель пассажира, как заявлял истец. Ответчик выглядел теперь по-другому – уже не агрессор.
– Почему вы посчитали возможным с личного рабочего места водителя самостоятельно взять график движения? Потянулись к нему? – спросил у истицы судья.
– Если мои права нарушены, а я считаю, что они были нарушены, то я могу посмотреть график движения на личном рабочем месте водителя... – Почему вы не сказали, что хотите ознакомиться с графиком движения, а полезли на мое рабочее место?
Почему вы не потребовали его у меня? Я бы его вам дал. Я стоял долго, потому что был ремонт проспекта Абая... Я поднял листок и показал пассажирке. Но она его не просила, поэтому не стал показывать дальше, – Арман развел руками.
Оксана Ильиных также утверждала, что ранее, до всех указанных событий, автобус дал резкий ход и пассажиры едва не попадали. «Вы что, дрова везете?» – закричала Оксана. «Кого загрузил – того и везу», – якобы ответил Арман Шаймерденов.
Кадровый голод
«Городской суд Костанайской области, судья рассмотрел гражданское дело по делу Оксаны Ильиных по иску к Брунеру Александру Владимировичу о взыскании компенсации морального вреда, решил... Иск...» – зачитывает судья Аскар Абилкайыр.
В итоге сумму ущерба судья обозначил в 44 тысячи тенге. Истицы на оглашении не было. Ответчик не был особенно доволен:
– Надоело, может быть, уйду с работы, – прокомментировал он.
Этот суд прежде всего интересен рассмотрением взаимоотношений водителя автобуса и пассажира. Как и упоминалось, водители пассажирского автотранспорта часто попадают в сводки. Нагрубил, высадил, превысил скорость, приехал с большим опозданием – водитель виноват в представлении пассажиров. И это нередко так. Но и сам водитель находится под прессом объективных факторов – утомительный график, монотонный режим работы, груз ответственности, конфликтные ситуации. И это приводит к тому, что перевозчики столкнулись с кадровым голодом.
Популярность интернет-агрегаторов услуг пассажирских, грузовых и междугородних перевозок по типу inDrive привела к оттоку водителей из городских автобусных парков. Когда случилась пандемия в 2020 году – парки автобусов заявили об огромном дефиците водителей. Все они ушли в inDrive, «Яндекс»...
Водители не хотят просыпаться в пять утра и оставлять свои «бусы» в полночь на базе. Зарплата 300 тысяч тенге уже не привлекает. Когда люди платили наличными – у водителей была маленькая черная касса (не стоит закрывать глаза на это). Когда внедрилась система электронного билетирования – 50% водителей ушли (так заявляют в республиканской ассоциации перевозчиков).
Еще в 2021 году перевозчики Костаная просили акимат повысить тариф на проезд или увеличить субсидирование. Тогда расчетный тариф составлял в среднем 170 тенге (по расчетам перевозчиков). Тариф увеличен в начале 2023 года до 100 тенге. Значит, по данным 2021 года, государство субсидирует перевозчикам за билет как минимум 70 тенге. На вопрос, куда направляются деньги, полученные от субсидирования, перевозчики отвечают, что субсидии позволяют поднять зарплату водителям и сохранить их.80% водителей в компании «СТА» – предпенсионного возраста. Эта статистика озвучена перевозчиком в начале года. Заместитель директора компании Юрий Панасенко заявил:
– Возможно, что в какой-то момент кадровый голод просто парализует работу общественного транспорта. Выходить на маршрут будет попросту некому